Современные дети на вопрос о желании идти в школу через раз, а то и чаще отвечают отрицательно. И тогда «провисает» важный вопрос: «В какую школу ты хочешь пойти? На какой урок?». Ребенок просто говорит: «А я ни в какую не хочу». А какие уроки вам нравятся, мои уважаемые коллеги? Учителям, мне кажется, что уроки- проекты. Но вот исследования показывают, что нет.
Да и я столкнулась с такой ситуацией. Однажды на уроке, когда я проверяла домашнее задание активными методами ( исторический футбол, например, класс был 7 -ой) , девочка запротестовала: "Ну что вы все выдумываете.. Давайте мы просто расскажем текст. " Я была ошарашена, расстроена, даже несколько обижена. Вот , думала, развлекаю их , как могу. Придумываю : то урок -проект, то работа в группах, в парах, то игровые моменты вставлю, то видеофильм, то презентация и пр.. А им все не нравится.. Надо отдать должное, что не все дети согласились с той моей ученицей. Так какие же уроки нравятся вашим ученикам?
А Вам, уважаемые коллеги?
Иногда получается не урок, а картинка. И работа в группах, и проблемные вопросы и многое другое, а эффективность от такого урока ниже, чем при обычной форме проведения. Может быть, дети находятся в какой-то эйфории от разнообразия, им нравится внешняя оболочка, а вот содержание они пропускают мимо. Обычно так случается на открытых уроках.
А может быть, дать им бразды правления в руки? Предложить, чтобы сами построили модель такого урока, какой им нравится? Я однажды в 11 классе поэкспериментировала: предложила ученикам самим провести урок по теме "Романтические произведения М.Горького". Урок вели 4 ученика, все было достаточно интересно, но когда я сказала, что хочу ввести это в практику, ребята запротестовали: у Вас понятнее, и интереснее. Представляете мою радость?
Я согласна. Сама люблю разнообразие, но оно пресыщается и становится тяжело как ученикам, так и учителю. Я даю такие уроки или в конце темы, как закрепление или в начале, что бы легче запомнить. А в середине темы идёт нормальная работа до седьмого пота. Такие уроки как награда, как феерверк. Но мои уроки (ИЗО, технология) и так хорошо воспринимаются детьми, они на них не устают, они пролетают мгновенно, а в конце урока вижу грустные личики и нежелание уходить из кабинета. Я всегда с благодарностью вспоминаю своих любимых учителей. Сколько на уроках было театральных сценок! Очень любили выискивать материал о биографиях математиков, физиков, делали рисунки. На географии и биологии делали альбомы, фильмы (рисованые) о различных животных или климатических зонах, о странах. Да и сами учителя не зацикливались на учебнике, а давали множество биографических данных об ученых, поэтах, писателях. а от этого и нужный материал воспринимался легко и с интересом.
На литературе мы устраиваем вернисаж: развешиваем картины (иллюстрации к произведениям), дети вместе с "экскурсоводом" посещают эту выставку картин, читают стихи...
А я люблю уроки, когда дети говорят: "А что, уже звонок, вроде бы урок только начался". Всё проходит как по маслу: интересно, ловко. быстро, понятно. Люблю, когда вдруг на уроке начинается импровизация с учётом создавшейся ситуации. Такой огонь в глазах, чувствуешь, что содержание урока "задело" детей. И вовсе не обязательно, чтобы это был нестандартный урок.
Мои ученики 2 класса любят интегрированные уроки, уроки-исследования, также им нравится работа в группах. Я же получаю огромное удовлетворение, когда у меня на уроках дети не спят, а работают быстро, чётко, слаженно, с азартом.
Больше склоняюсь к стандартным урокам. Игровые моменты расхолаживают детей, потом их сложно направить в нужное русло, да и толку мало от таких уроков. А наша задача - научить.
Учителю легче провести стандартный урок, чтобы дать прочные знания и навыки. Ну а урок-игра, урок-исследование, урок-лабораторная работа и т.д. - это больше пригодится на этапе закрепления, обобщения. Хотя, раз на раз не приходится.