В Белгородском институте развития образования в рамках проекта «Апробация системы поддержки педагогов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями» разработаны и реализуются программы повышения квалификации тьюторов ресурсных классов и ресурсных групп. Успешно завершили обучение 195 педагогических работников региона. С 19 октября 2020 года на курсах дополнительного профессионального образования «Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной организации» в числе слушателей побывала и я. Из-за печальных событий в мире курсы прошли в очно-заочном формате. Большинство занятий мы прослушали через Zoom. В ноябре 2020 года БелИРО запускает сбор заявок на прохождение педагогами Белгородской области в 2021 году индивидуальных стажировок по вопросам образования детей с ОВЗ. Индивидуальные стажировки будут организованы на базе образовательных организаций области, накопивших успешный опыт инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В ноябре 2020 года запланирована организация первого брифинга по проблемным вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья и функционирования образовательных моделей «Ресурсный класс» и «Ресурсная группа».
В среду прошел семинар-практикум, цель которого - повышение профессиональной компетентности тьюторов по созданию специальных образовательных условий для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и обмен лучшими практиками для ведения педагогической деятельности в ресурсных классах. Мы побывали в школе №43 города Белгорода. Там обучается 22 ребенка с РАС и созданы три ресурсных класса. Об этом нам поведала завуч школы.
Далее мы с коллегами побывали за виртуальном уроке педагога-дефектолога. Их в школе три.
Тьюторы ресурсного класса познакомили с визуальным расписанием, которое является одним из методов альтернативной коммуникации, наиболее эффективным способом упорядочить учебную и бытовую деятельность детей с РАС.
Пелагог-психолог на мастер-классе показала основные приемы работы с родителями. При этом она привлекла к размышлениям и нас.
В завершении семинара была затронута такая актуальная тема, как профессиональное выгорание педагог, работающих с детьми с ОВЗ.
К сожалению, тема Ваших курсов становится всё более актуальной, Татьяна Анатольевна! И как хорошо, что организуются такие курсы, которые помогут педагогам в работе с детьми с ОВЗ. В этом году работаю с пятиклассником, вопросов очень много в работе с ним!
Я не работаю с детьми с РАС и не тьютор, но волею случаю попала на эти курсы. Сейчас у нас в школе только один ребенок-аутист, но он обучается на дому. Но, мало ли что будет в дальнейшей работе.
Я, работая в коррекционной школе-интернате, обучала только детей со снижением интеллекта. А в общеобразовательной учила и ОНР, и ТНР, и ЗПР 7.1, и ЗПР 7.2, и снижение интеллекта.
Когда-то я работала в классе коррекции. Трудно было, но дети все были одинаковые, требования на уроке и в ДЗ одни и те же для всех. С программой справлялись. А сейчас детям с ОВЗ не всегда удаётся на уроке усвоить материал.
Да, особенно тяжело, когда в классе дети ОВЗ, обучающиеся по разным программам. Но ведь и среди детей основного класса есть и слабые, и одаренные. Трудно быть волшебником!