На одном из форумов прочитала историю мамы мальчика, посетившей родительское собрание в начальной школе. Учительница похвалила единственного ученика в классе - её сына - за широкий кругозор, беглое и осмысленное чтение,... После собрания многие родители подошли к маме мальчика с единственным вопросом: "Как Вы ему привили любовь к чтению?". Прошу прощения за нарушение правил, но диалог приведу полностью, поскольку он очень показателен.
- Ну, при нём постоянно все читают. И я, и муж, и бабушки.... Он это видит и читает сам. Полный дом книг... - У нас тоже полный дом, папа мой ещё библиотеку собирал, книжки дефицитные тогда были. Три шкафа книг, даже страницы не расклеены - бери, читай. И мы всё время покупаем - и журналы, и детективы... А он всё перед телевизором сидит! - А у нас нет телевизора... - ?! - Совсем. Мы не смотрим. Мы читаем. - А что вы вечером делаете? - Разговариваем, например... - О чём? Мы вот обсуждаем, что по телевизору видели! - А мы - у кого что за день произошло. Прочитанные книги. Ещё со зверинцем своим возимся, я вышиваю.... - БЕЗ ФОНА?! - Нет, почему - музыку включаю, на компьютере. - А новости? - Интернет, радио. Да и не особо я интересуюсь новостями-то. Самое важное по радио скажут, а подробности личной жизни звёзд мне неинтересны. - Ну, как же... не знать, что в мире происходит...
- А как ребёнок без мультиков? - С диска, на компьютере. - А многосерийные? Наш вон про человека-паука смотрел, щас про роботов каких-то. - А зачем они ему? Он книжки читает, они интереснее. - Ну, не знаю. Как могут быть КНИЖКИ мальчику интереснее роботов?!
- А к компьютеру его не пускаете? - Зачем, у него свой есть - И не разрешаете целый день играть? - Он сам не хочет, ему не интересно - Почему? - Книга интереснее - Книга не может быть интереснее! Это же ребёнок!!!
- А что он сейчас у вас читает? - Кассиля - Кого?! - (почти жалобно) Кассиля. Льва... (ну, подумаешь, не расслышали, бывает) - ЭТО ВРОДЕ ОЧЕРЕДНОГО ГАРРИ ПОТТЕРА? - ?! - Ну, там, Лев Касель и Какая-нибудь Комната
- И всё-таки - КАК ВЫ ЗАСТАВИЛИ СЫНА ЛЮБИТЬ ЧИТАТЬ?! - Ну... вот вы любите читать? - А МНЕ УЖЕ НЕ НАДО! Я УЖЕ ШКОЛУ ЗАКОНЧИЛА, СВОЁ ОТЧИТАЛА!
К чему я привела этот пример? Сегодня в моём классе отсутствовал мальчик. Уехал с родителями в соседний город. У мальчика слабое здоровье, они часто ездят в больницы. Ну я и решила, что этот как раз тот случай. Оказалось нет! Ребёнка решили свозить в боулинг!!! Мальчик (если вежливо сказать) очень-очень слабенький... в смысле знаний. Мама всегда спрашивает совета, как привить любовь к учёбе. А как привить? Только правильно расставляя приоритеты: сначала знания, потом развлечения!
Я с вами полностью согласна, что сначала учеба, а потом развлечения. Сколько от родителей приходиться слышать различные причины, чтобы не посещать занятие ( вчера ноги промочил, пусть несколько дней дома посидит; в субботу можно не ходить в школу, что это за предметы - рисование, технология...)
Это называется - начни с себя! Если родитель не видит проблемы в пропуске школы, то такое же мнение вскоре сложится и у ребёнка. И никакими разговорами ситуацию не исправишь. Только личное отношение к предмету разговора.
Мы говорим о родителях. А часто бывает, что учеников с уроков снимает учитель: сажать деревья, убирать мусор, рисовать стенгазету, побывать на экскурсии в соседнем ВУЗе или в столице. Вот вам и отношение к учебе... учеников, построенное на основании отношения к учебе учителей.
Я уже много раз повторял, что сегодня есть определенный круг родителей, которым фиолетово, как и чему их ребенок учится, как ведет себя на занятиях... У них расхожая фраза "Мы к вам ребенка привели-вот и воспитывайте"... О своих обязанностях родительских они напрочь забывают...
В субботу постоянно дети то на свадьбу уезжают, то в боулинг, то в аквапарк... Так много причин, по которым родители разрешают (!) не ходить в школу. И воспитывать родителей в таком случае уже, наверное, поздно.
В прошлом году одна девочка по субботам не ходила вообще. Объясняла: была на поминках. Судя по количеству учебных недель, у неё 34 дяди, тёти, бабушки и дедушки. И все...
А у нас учились дети, которые воспитывались в семье "адвентистов седьмого дня". Родители пояснили, что дети не могут заниматься в субботу, так как отличительная черта их вероучения — убеждение в необходимости буквального понимания заповеди о соблюдении субботы. Приходилось заниматься индивидуально по тем предметам, которые были раз в неделю(как раз в субботу).
Видимо, у всех одна проблема. Прежде чем воспитывать учеников,надо воспитывать родителей. А ведь родители наши бывшие ученики. Наши родители в открытую говорят: " Вам платят зарплату, немаленькую, вот и работайте."
Правильно сказала СветланаК: "...всё идёт из семьи, если ребёнок видит что-то у себя в доме, то и старается этому подражать". Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому,родители пример ему. Только пример. Если родители привили привычку читать, то и сам будет читать.
Правильно Вы сказали, Наталья Михайловна! Нужно начинать читать в младенчестве. Я горжусь своей сестрой, что не могу сказать о себе, она читала сыну с самого младенчества. В доме были перечитаны все детские книги, можно сказать даже, зачитаны до дыр. Племянник и сейчас читает книги с интересом, но уже далеко не по возрасту. Не ложится спать, пока не прочитает страничку. Вот вам и пример.
Не переживайте, Светлана Ивановна! "Война и мир" - это не самое основное в нашей жизни. Мало ли людей, которые не читали это произведение? И что? Они как-то не так живут?
У меня два ребенка. Старшая - девочка читала и читает все подряд, а младший - сын не любит читать. Здесь, я думаю, виновата сама. Прививать любовь к чтению надо с пеленок, старшей рассказывала сказки, учили их наизусть, а младший был спокойным ребенком, особого внимания не требовал. А я писала планы, готовила мероприятия ..... Теперь близко локоть, да не укусишь.
И эта злободневная фраза: "А у других?" "А у Димы тоже учебника не было" И мультфильмы отечественные мы смотрим только в классе. А родители читают только романчики и смотрят боевики. Сплошные трудности.