В Кировской области идёт замечательный социально-методический проект "Счастливые уроки". Проект инициирован Общественной палатой и нашим институтом развития образования. Почему счастья? Да потому что в погоне за баллами ОГЭ, ЕГЭ, результатами ВПР и т.п. порой мы забываем, что урок, в первую очередь, должен быть счастливым. Счастливым и для учителя, и для ученика! Какой он, счастливый урок? Заметьте, только начинаем говорить о счастье, задумываться об этом ощущении, внутреннем состоянии и наш уровень счастья повышается! Практики счастья можно заимствовать, подглядывать. Выяснили, что привычки счастливых людей похожи. Для счастья нужен внутренний массаж... - смех. И какое же счастье в одиночку? Обнимашки!!! Так какой он, счастливый урок?
Наталья Владимировна, приходят же гуманные идеи кому-то - уроки счастья! Как это звучит, звучит солнечно! А мы каждый раз, как только начинаем урок - скоро ВПР, или скоро ОГЭ и ЕГЭ. Уже струны сердца начинают трепетать с волнением не только у детей, но и у нас. Разве не так? А тут - уроки счастья! Хорошо бы, если б Вы хотя бы вкратце рассказали о Вашем проекте. Вы заинтриговали , Наталья Владимировна!
Ольга Михайловна, спасибо за отклик. Согласна, что силы натяжения учительских струн души увеличиваются с уменьшением времени до всех оценочных процедур. Поэтому счастливые мгновения урока во сто крат становятся ценнее! Обязательно расскажу о проекте! Спасибо за интерес!
Наталья Владимировна, совершенно верно Вы сказали. Очень часто мы думаем об экзаменах при подготовке и проведении уроков. Это необходимо, по-другому , к сожалению,невозможно. Но не надо ставить это во главу урока. он должен приносить радость!
Галина Геннадьевна, спасибо за отклик. Конечно, сейчас все учителя вынуждены продумывать подготовку к экзаменам, ВПР задолго до их поры. Хотя вот в демоверсии ВПР по физике в 7 классе прочитала, что ПОДГОТОВКА НЕ ТРЕБУЕТСЯ, а читая задания в ВПР, поняла, что без подготовки их детям не решить. Но в силах же учителя сделать эту подготовку такой, чтобы она воспринималась детьми как счастливые мгновения урока?!
Наталья Владимировна, по физике есть опыты, практические задания? У нас же только письмо. Но без подготовки на уроках не сдать ни ВПР,ни ОГЭ, ни ЕГЭ. В КИМах то, чего нет в учебнике или было давно.
Сегодня ездила на районное МО учителей начальных классов, где смотрели открытые уроки математики. Запомнила первоклашек, которые на математике отправились в цирк. Они с таким желанием приобретали билеты на цирковое представление, с таким вдохновением встречали артистов цирка, которые появлялись на экране, с такой радостью выполняли их задания... На протяжении всего урока у них горели глаза, при работе в группах стоял рабочий шумок. Светились глаза и учителя (кстати выпускницы нашей школы). Думаю, что всем на уроке было интересно и все были счастливы. Вот это и есть, в моём понимании, счастливый урок.
В прошлом году проводила на базе района урок по А.П.Чехову "Барбос и Жулька", вторым этапом внеклассное мероприятие "Собака - друг человека". На уроке присутствовало 25 гостей. В конце мероприятия мы подарили гостям собачек,сделанных своими руками из модулей. Мы показали проектную деятельность. Детям очень понравилось и запомнилось мероприятие. Здесь я хочу сказать: какие глаза были у гостей после мероприятия! Все были довольны! Вот это счастливый урок!
Елена Фёдоровна, спасибо за отклик! Как вы точно подметили, что счастливых людей мы узнаём по глазам! А когда дети что-то делают САМИ, они, конечно, получают удовольствие! Спасибо!
Интересная тема. Я читая Ваш блог, подумала о счастье, и, как будто, стала немного счастливей! Конечно, мотивация для детей - большое дело, важно только добиться ее. Как педагог по вокалу, хочу сказать о своем. Говорю ученикам на занятиях, что при выходе на сцену, певец должен чувствовать себя счастливым, испытать ощущение счастья, и быть счастлив, видя радостные глаза зрителей. Но как этого добиться, вопрос сложный. Мало, у кого получается. Это уже актерское мастерство или психология?...
Виктория Валериановна, спасибо за интерес к теме блога. Мне почему-то кажется, что ощущение счастья от того, что ты делаешь с годами накапливается. И уж абсолютно точно оно передаётся зрителям. Все люди творческих профессий делятся с нами своей счастливой энергетикой. Спасибо Вам!
Татьяна Григорьевна, спасибо за отклик. Согласна с вами. Ребёнок большую часть дня проводит в школе и очень хочется, чтобы ему в школе было радостно и комфортно.
Татьяна Михайловна, спасибо за отклик. Я тоже считаю, что ребёнку на уроке должно быть интересно. А также уверена, что по всем предметам есть темы, при изучении которых просто необходимы "рассказ, показ и тренировка". И вот если в результате всех этих действий у ребёнка начинает что-то получаться, тогда он испытывает удовольствие от такого урока.
Извините, уважаемые коллеги, но я не люблю открытые уроки, потому что это спектакль, на который учитель должен потратить уйму времени, которую потом в спешке наверстывать с классом совсем не счастливыми уроками, а погоней за исполнением программы. Так, что уж не обессудьте, не считаю театрализованные открытые уроки счастливыми. Люблю и уважаю полноценные классические уроки, на которых учитель так преподносит учебный материал, что ученики слушают с большим интересом и вниманием, наверное, это и есть настоящий счастливый урок.
Людмила Павловна, спасибо за интерес к теме. Абсолютно с вами согласна, что счастливый урок совсем необязательно открытый. Открытые уроки коллег несомненно нужны. Мы идём на открытый урок "за изюмом", за новыми приёмами, идеями. Очень радует, когда видишь профессиональный рост учительницы. Печально, если учитель при подготовке как-то детей специально тренирует, затрачивает дополнительные уроки и это всегда видно на самом уроке, такой урок далёк от счастливого.