НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Вера Николаевна, спасибо за тренажёры! Уже не знаешь, как выработать почерк у бо...
Ирина Евгеньевна, спасибо за такую красоту! Очень нужно и своевременно!
Любовь Николаевна, спасибо за внимание к работе и добрые слова комментария! Буду...
Очень интересная викторина! Оформление прекрасное! Обязательно воспользуюсь. Спа...
Вера Александровна, какой огромный труд вложен в проект! Я просто в восторге от ...
Вера Александровна, спасибо, что поделились! Очень понравился Ваш творческий про...
Спасибо, Ирина Евгеньевна, за флажки! Яркие, красивые!
ОНЛАЙН
barabash, julia120283

Оценки, оценки, оценки

Блог lubomir

Вопрос, что мы оцениваем, проверяя работу ученика или слушая его ответ у доски? Что оценивали наши коллеги в дореволюционной России? Оценка это элемент формирующий мотивацию? Какую? Моральная составляющая оценки, как фактор, влияющий на психическое здоровье школьников.

Оценки, оценки, оценки.

Не знаю, как кому, а для меня оценочная деятельность всегда больной вопрос.    

Вопросу измерения учебных достижений посвящены серьезные труды ученых, этот вопрос обсуждается в педагогических сообществах на официальном и бытовом уровнях.

Споры ведутся и о шкале измерения, и о технологии оценивания   и   о том, что именно измеряют этой шкалой. В Российской империи было положение о системе оценивания в   в учебных заведениях дореволюционной России:
 
"Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках".
 
1-я степень (успехи слабые). Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в оной, — или потому, что совершенно не радел при наклонности к чему-либо иному.

2-я степень (успехи посредственные). Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки; но и те присвоил одной памятью. Он не проник в ея основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит по некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не смог заменить трудом или постоянным упражнением. Отличные дарования, при легкомыслии и праздности, влекут за собою то же последствие.

3-я степень (успехи удовлетворительные).Ученик знает науку в том виде, как она ему преподана; он постигает даже отношение всех частей к целому в изложенном ему порядке; но он ограничивается книгою или словами учителя; приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец чтобы он сблизил между собой отдаленнейшие точки; даже выученное применяет он не иначе как с трудом и напряжением. На сей то степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением; но они прилежанием своим доказывают любовь науке. Эту ступень можно назвать степенью удовлетворительных потому, что ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать за дальнейшими развитиями науки и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда после памяти нас посещаемое, пробуждается часто среди этой даже механической работы.

4-я степень (успехи хорошие) Ученик отлично знает преподанное ученье; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует таковому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно.
 
5-я степень (успехи отличные) Ученик владеет наукою: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, с проницательностью довольно изощренную упражнением, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться, и что можно выразить против теории. Все сие показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоинством, что уроки послужили ему только полем для упражнения самостоятельности, и что размышления при помощи книг, к той науке относящихся, распространило познания далее, нежели позволило нередко одностороннее представление учителя на вещи. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием, может подняться на такую высоту в области знаний.
 
На сегодня 1 и вторая ступень объединены и выражаются в оценке "3".   Третья ступень не иначе как   "4", н и 4-я и 5-я ступени объединяются в пятерку.
 
Самая большая беда, идущая от сегодняшнего "оценивания" это моральный облик оценки: "2"   -это плохо, это страшный негатив. "3" посредственность и вообще это не оценка.
 
Вторая проблема - это оценка не уровня достижений   ученика, а скорее его прилежания, его отношения к учебной деятельности. В последнее время говорят об оценке компетентности учащегося в данной предметной области. Наверно правильнее сказать об уровне компетентности.
 
Возможно, описанные выше "Положения для постоянного определения или оценки успехов в науках"  описывают уровни компетенции учащегося, выделяя детерминизм   достижений, самостоятельности мышления, действия и прилежания для каждой ступени.
 
В современной российской образовательной системе выделяется понятие цели образования. Понятно, что определение данного понятия во многом зависит от уровня задач, которые ставит государство перед системой образования. В нашем случае понятие цели образования   можно сузить до целей, определяющих содержательную часть предметной области, которая в конечном итоге выливаются в понятия знания, умения, творческой деятельности. А эти понятия, как уже говорилось выше, являются ключевыми факторами компетентности, составной   части влияющей на формирование   внутренней мотивации человека.   
 
В различных системах науки обучения выделяют учебные элементы, влияющие на уровень восприятия и достижения ребенка.
 
Учебные элементы разделяют на инвариантные и вариативные. Классификация учебных элементов включает: элементы знаний, элементы умений, элементы творческой деятельности, элементы отношений
 
В качестве параметров, характеризующих учебные элементы, можно назвать: число (объем) учебных элементов, степень абстракции, на которой изучается содержание предмета, степень осознанности освоения предмета, уровень усвоения, степень автоматизации, уровень обученности и др.
 
У некоторых авторов можно выделить уровни учебных элементов

1.     Уровень: представление о предмете. Ученик может в общих чертах рассказать об интересующем объекте

2.     Уровень запоминания: ученик по памяти может воспроизвести текст или иную информацию, выполняет какие-то действия по аналогии. Отсутствует понимание своих действий и понимание воспроизводимой информации.

3.     Уровень понимания: ученик уже осознанно выполняет элементарные действия, воспроизводит информацию осознанно, понимает смысл своих действий. Но воспроизведение материала идет лишь на уровне простейших базовых учебных элементов и в рамках изученного материала.

4.     Уровень знаний: ученик может осознанно самостоятельно воспроизвести информацию выполнять многоходовые действия, производить анализ и синтез, выделять части из целого и обобщать.

5. Уровень творчества, переноса: ученик сам добывает информацию, умеет      ориентироваться в незнакомой ситуации, узнавать в новой задаче  элементы знаний полученных ранее и применять их на практике.    

Когда же мы наконец вернемся к 5-ти бальной системе оценки знаний учащихся.
Когда перестанем делить оценки на "плохие" и "хорошие". Это порождает комплексы у наших детей. Есть уровни достижений ученика. Ничего плохого нет, что он пока не может достичь уровня понимания по-моему предмету на сегодняшний период своего развития (развития своего мышления). Ну природа, быть может, так устроила этого ребенка. Зачем же над ним издеваться?
   
Уважаемые коллеги, кому это, конечно интересно. Откликнитесь. Надо формировать отношение к этому вопросу. Это вопрос психологического здоровья наших детей.

ссылки
Новые записи:
Народный праздник День жаворо... (0)
Со Всемирным Днем Поэзии вас,... (0)
20 марта – Международный день... (0)
Тёплых эмоций и замечательног... (0)
Только первым быть непросто... (0)
4 марта – 120 лет со дня рожд... (0)
Тридцать лет, которые потрясл... (0)
Про добро, неравнодушие и отв... (1)
Незабываемый отпуск на остров... (4)
Важный праздник — День защитн... (0)
1776
6
Латышева
#1 | 09.07.2015 | 17:36 | 0 [Материал]

Цитата
На сегодня 1 и вторая ступень объединены и выражаются в оценке "3".
 Но ведь "3 балла" - это отметка, а не оценка?

Русалка
#2 | 09.07.2015 | 19:04 | 0 [Материал]
"Когда же мы наконец вернемся к 5-ти балльной системе оценки знаний учащихся? Когда перестанем делить оценки на "плохие" и "хорошие"?" Никогда - это с точки зрения пессимиста, а если в классическом варианте - "жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе". Мой пессимизм вызван тем, что я на собственном опыте убедилась в том, что сложившиеся стереотипы не так-то просто сломать. В 2000 году в украинской школе была сделана попытка реформировать систему "оценивания": на смену 5-балльной системе пришла 12-балльная. Я, в отличие от большинства педагогов, её сторонник. Согласитесь, вместо безликих "3", "4", "5" у меня более широкий диапазон - "4-6", "7-9", "10-12", но цель реформы не была достигнута: в сознании прочно закрепились "плохие" и "хорошие" оценки, под которые приспособили новое "оценивание". А ведь задача была совсем другая - снять "негатив" и уйти от старой системы именно в моральном плане. Бытие определяет сознание: чтобы что-то изменилось, должны произойти изменения "сверху", а пока учителя загоняют в угол, определяя его уровень профессионализма отсутствием "плохих" оценок, считают, что  любого ученика можно научить всему, если, конечно, хорошо работать, и не хотят признать многих очевидных вещей - ничего не изменится.

elena_urievn
#3 | 10.07.2015 | 03:38 | 0 [Материал]
Обидно, что многие учителя отметку подменяют рейтингом ученика в данном классе по этому предмету. В слабом классе средний ученик за посредственный ответ получает "4", так как он на фоне других детей вроде бы неплохо смотрится. 
И по поводу системы оценивания. Да, пятибалльная система не отражает уровня подготовки ученика. Слишком маленький диапазон. Во Франции 20 балльная система. Но там есть ещё и рейтинг по предмету в классе. Список по предмету пишется согласно рейтинга. То есть по математике ты можешь стоять по списку 1-м, химии - 7-м и т.д. У детей есть стимул подняться в рейтинге повыше. smile

Nadezhda57
#4 | 11.07.2015 | 01:01 | 0 [Материал]
Мы имели счастье работать по 12-балльной системе... А в прошлом учебном году по 100-балльной...
 Для тех, кто всё это сочиняет, возможно, на бумаге и выглядит стройно и красиво. Но когда тебе на уроке нужно оценить ребёнка по целому ряду параметров... Получается настоящая бухгалтерия.
Тут одно: либо урок веди, либо бухгалтерию

tamara150569
#5 | 11.07.2015 | 12:00 | 0 [Материал]
100-бальная система-это, наверное, очень сложно.

lubomir
#6 | 12.07.2015 | 19:27 | 0 [Материал]
Мне приходилось с такой системой работать. Там примерно так. Есть "оценки" повседневные, за работу на уроке. Обычно они обозначаются символами типа: + - +- -+. Это качественные оценки, отражающие лишь "ты сегодня прсто супер", "хорошо", "молодец, конечно, но...", "нет, не совсем то, что хотелось бы" " сегодня не твой день" и т.д. Эти оценки не учитываются при выставлении оценок за четверть. А вот за тематические тесты или работы, при которых учитель закладывает определенный уровень ( кодировку) ставится по 100 б шкале. Выполнение 90-100 А, 80-89 (В), ну и т.д. Сложность заложить вот эти баллы в каждое тестовое задание. Они зависят от дидактических единиц, заложенных в тестовом задании




БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора [email protected]


Нашли ошибку?
Выделите ошибку мышью
и нажмите Ctrl+Enter (?)
Наши соцсети