Сегодня хочется затронуть тему "Одиночества детей в семье".
Как ни странно, современные родители заботятся о своих детях по-разному. Одни считают верхом заботы обеспечить свое чадо всеми материальными благами, а другие в первую очередь думают о «духовной» пище ребенка.
Кто прав? Вопрос неоднозначный, но крайне актуальный. Ведь в повседневной жизни многие родители забывают, как важно детям, даже самым маленьким, чтобы мама и папа интересовались их жизнью, их проблемами, мечтами, страхами. Отсюда и возникает детское одиночество.
Эта проблема меня очень волнует уже много лет. Родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками, или выполняют все его капризы заглаживая таким образом свою вину перед ним.
А он хочет любви и ласки. Просто обняться с матерью и прошептать ей на ухо, как он её любит. Вот почему в школе такие дети льнут к учителям, прижимаются, заглядывают нам глаза ища поддержки.
Перед вами рисунки первоклассников. Мы попросили их нарисовать свою семью. Эти рисунки говорят сами за себя.
"Так я и жил в одиночестве, и не с кем мне было мне поговорить по душам…" Антуан де Сент-Экзюпери.
Да "говорящие" рисунки. Как я понимаю- обычно дети рисуют себя рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. Отсутствие себя говорит о том, что ребенок чувствует себя в семье одиноким.
Все мы спешим, не оглядываемся вокруг, не уделяем должного внимания престарелым родителям, детям, мы оправдываемся, говоря, что время бежит, нам много надо успеть... Поэтому так много одиноких стариков, брошенных детей.
Для детей надо находить время, даже когда его нет совсем. Мы в ответе за тех, кого произвели на свет. Если так и не найдешь времени для собственного дитя, потом можно об этом пожалеть, да будет поздно. Перечитала и подумалось: моралистка я. Но все равно оставлю запись. Просто я так считаю.
Когда психолог показала мне эти рисунки, мы приняли решение о проведении родительской конференции по этой проблеме. Мы попросили родителей поделиться своим опытом общения детей. При чем это были молодые родители и с большим опытом. Я думаю что многим было интересно их послушать. Самый тревожный для родителей был момент, когда дети говорили о своих проблемах в слух( я записала их голоса). Потом они говорили, что боялись услышать голоса своих детей. Конференция конечно прошла очень хорошо, но не все родители проблемных детей приняли в ней участие.
Мы не уделяем внимания своим родителям, детям, ссылаясь на занятость и усталость. Когда-нибудь наши дети будут относиться к нам так же. Вот тогда мы поймем, что такое быть одиноким в семье, но будет поздно.
Вы знаете коллеги, однажды имела разговор с многодетной молодой мамой. Отца нет, двое мальчиков и маленькая девочка. Старший сын очень "проблемный". Когда я её спросила, разговаривает ли она с детьми перед сном, целует ли мальчишек. Она удивленно спросила: Зачем? Ведь они уже большие. (сын в 6 классе) Я ахнула. Попросила её встать и обнять меня, если бы я была её мама. Я стала её гладить по голове и спине. Потом спрашиваю, что вы чувствуете. Она говорит: Приятно. Вот и детям всегда приятно, когда мы показываем как они нужны нам, сказала ей я. Боюсь, что таких родителей достаточно много.
В 6 классе учатся две девочки, которые после уроков постоянно оставались в школе: сидели в библиотеке, просто в коридорах. Оказывается, у них мамы-одиночки и зачастую выпивающие... Домой, видимо, идти совсем дети не хотят.
Но даже и в благополучных семьях детское одиночество встречается довольно часто. Не понимание родителей, постоянная их занятость на работе, нехватка времени на общение, умение выслушать ребёнка. Бывает и по-другому, заботливые родители стараются быть рядом с ребёнком, помочь ему чувствовать себя комфортно в обществе, но в результате всё тоже – одиночество.
Не секрет, что самые обделённые вниманием дети - увы! дети педагогов. Подчас нам не хватает времени на родное чадо... Потому что дома у нас продолжается работа: планы, тетради, отчеты и прочая дребедень...
Мне сын уже взрослым как-то с горечью сказал: "Я внимание твоё получал по остаточному принципу. Когда просил сходить вместе в кино, у тебя находились какие-то неотложные срочные дела. Но когда твои дети хотели пойти в кино в воскресенье, ты с ними шла, прихватив и меня с собой..."
А я наивно считала, что достаточно уделяю времени своему ребёнку...
Надежда Андреевна,тема актуальная.Но по одним рисункам нельзя поставить диагноз "Одиночество!".Нужно знать проблему и семью. А то,что детям нужно внимание- здесь не поспоришь. От этого зависит их будущее.
Не секрет, что самые обделённые вниманием дети - увы! дети педагогов. Подчас нам не хватает времени на родное чадо...
Надежда Андреевна, Вы правы. Вчера, суббота. Утром разбудила дочь, отправила ее в школу. У меня выходной, легла дальше спать. Выспалась, навела дома порядок, приготовила обед и как раз доча домой пришла. Я встретила ее словами:"Вот и моя доченька домой вернулась". У нее на лице удивление. Я:"Давай я помогу тебе переодеться". Помогаю расстегнуть ей блузку, вешаю вещи на вешалку,убираю в шкаф. У ребенка удивление еще больше: "Мам, а что случилось?". Я: "Да ничего. Ты кушать будешь? Тебе творожной запеканочки положить? А сверху сгущенкой полить или вареньем?" Удивление перешло в неподдельную радость, она стала прыгать и хлопать в ладоши. А у меня слезы на глазах стали наворачиваться. Казалось бы, моя дочь растет в благоприятных условиях, отношения у нас у нас хорошие, но...... Вот и сделали мы вчера выходной компьютеру и весь день провели вдвоем.
А при чём тут дети педагогов? Стереотип это. Можно подумать дети врачей, инженеров и техничек не обделены родительским вниманием. Да сплошь и рядом.Всё индивидуально.
Почему же стереотип? Разве у вас по школе не бродят "беспризорные" учительские дети, которых маме девать некуда? Учителя приводят маленьких детей с собой, дают им бумагу и карандаши, пластилин, всё, что угодно, лишь бы заняты были. Да и дома часто отмахиваются, т.к. нужно много чего сделать. Свой ребёнок стоит на втором плане. У меня взрослые дети, но и они в день рождения пожелали мне меньше времени уделять работе, а больше семье.
Я тоже думаю, что это стереотип! "Учительские беспризорные дети" так же бродят, как и все остальные!И лепят из пластилина, и рисуют карандашами на бумаге.