1. Умеренность. Если ребенка хвалить мало, у него сложится заниженная самооценка. Если хвалить много, выработается "зависимость" от похвалы.
2. Конкретика. "Мне нравится выбранный тобой способ решения задачи", а не "Молодец!"
3. Хвалите усилия. Ученики, которых хвалят за конкретное усилие сделать что-то, скорее всего, повторят его. "Спасибо, что ты так постарался ответить на сложный вопрос". Факт, что ответ не полный, не упоминается. Уже после похвалы за усилия можно сделать паузу и добавить: "В данном вопросе можно осветить ещё и такой факт...".
4. Не использовать слова в превосходной степени. Например: "лучший", "самый умный". Если повторять их часто, они воспринимаются учеником как некое давление, поскольку он пытается жить, соответствуя вашим чрезмерным ожиданиям его "совершенства". В таком случае школьник считает, что от него постоянно ожидают, что он таким - самым хорошим - и будет... а это непосильная ноша!
Ага. Решили напомнить... Есть в моём коллективе педагог, который детей только хвалит. Называет всех детей уменьшительными именами. Разные учителя бывают.
А я ещё вспомнила из одной замечательной лекции на всесоюзных курсах, читала её Коваль, инициалы не помню: "Прежде чем что-то требовать с ребёнка, его надо возвести на ТАКУЮ высоту, чтобы ему было что терять!" И пример её запомнился: "Посмотрите, как с малышом бабушка разговаривает: "Ах ты мой добрый молодец! Как ты замечательно справился с работой! Вот только руки у тебя грязные чуточку!" - и ребёнок бежит скорее мыть их, чтобы добрым молодцом остаться! а до этого на мамины подзатыльники по поводу рук никак не реагировал".
Согласна с тем, похвала должна быть разной. На сайте размещён материал "100 слов поощрений" -это то, что может учителю подобрать слова, когда самому их найти сложно.
лучше перехвалить, чем "недохвалить". Особенно в коррекционной школе ребят с нарушениями интеллекта, то есть, как "величали" раньше - 8 вида. Это самый важный, а порой, единственный способ стимулировать у них интерес к учебе.
Как говорится, доброе слово и кошке приятно. Что уж говорить о человеке, тем более, о ребёнке. Но дети есть разные. Когда мы говорим о учениках, всегда представляем умных порядочных деток. Но не секрет, что есть такие...