Из года в год, видимо по инерции, в школы приходят приказы из вышестоящих инстанций о проведении «олимпиад» по различным предметам. Увы, не в пример спортивным соревнованиям, родившимся на земле Древней Эллады, упомянутые учебные мероприятия напоминают «принудиловку», придуманную надшкольными креслоседами-надзирателями для очередной «птички» в своих бюрократических отчётах.
Спортсмен живёт соревнованиями, стремлением к вершине Олимпа. Возможно, и отдельные ученики не против помериться знаниями с другими. Но тогда что стоит объявить о мероприятии, не навязывая его? Желающий ребёнок явится в пункт сбора сам или с родителем, а не с учителем, держащим в руке приказ директора. При объявлении результатов правильно было бы назвать и наградить нескольких победителей (бывает, что места делятся), а остальных считать равными(!) участниками. Но наши люди в кабинетах не могут без обвинений и приговоров, поэтому о занятых учениками (нет, школами!) местах сообщают по инстанциям, и начинают сыпать упрёки в адрес отстающих… руководителей, рангом пониже.
Помню школьную реформу в СССР времён генсека Н. Черненко. В ней критиковали процентоманию. Ещё хлеще её критиковали в годы перестройки. Даже заявляли: пускай учителя хоть танцы танцуют на уроках, лишь бы с пользой для детских умов было. Ан нет, бюрократ хранит верность извечным принципам: твори учитель, но в рамках утверждённых мною методики и планирования.
Как-то придумали и приказали (опять-таки: приказали!) школьные олимпиады открывать торжественно. Приказали внедрить принцип добровольности детей. Но опять «НО». Всем педагогам известны извечные слова чиновников: «Коль у вас нет желающих на олимпиаду, значит вы плохо работаете с детьми, не способны их увлечь, организовать…» А легко ли увлечь учёбой детей при нынешних сверхнаучных программах, чрезмерно сухих, нудных учебниках? Ведь школа почти не расширяет кругозор интересными фактами, а вдалбливает кем-то принятые истины. А коль эти истины приняты много, ну пусть даже несколько, лет назад, то они, явно, состарились на момент использования при нынешнем темпе развития. Тот же учитель составляет календарный план на учебный год в августе, и не посмей за весь год забрести к нему в голову интересная идея! Некуда её будет вставить. А если и вставишь – то тайком, записывая в классный журнал строчку из утверждённого некогда плана. Ложь получается, но с пользой для дела.
Да, речь-то – про школьные олимпиады... Они поделены на этапы: от первого (внутришкольного) до заключительного (всеукраинского). И, опять-таки, занятые на них места заботят чиновников в первую очередь, ведь от этого зависят и премии, и повышение по службе. Похвала достанется, конечно, и удачливым участникам, которых не больше, чем пальцев на одной руке. Прочие из лучших будут числиться «проигравшими»! Вот тогда проигравшие заодно и чиновники отыграются на «виноватых» подчинённых: «Наша область (район, школа) отстаёт! Плохо работаете!»
И начинаются проверки. Как историк чуть было не написал «чистки». А ведь «чистки» 1930-х гг. велись по тому же принципу: на совещании высокого ранга, скажем, ещё не расстрелянный Ежов кидал реплику: «НКВД Ворошиловградской области обезвредило за квартал 20 тыс. врагов народа, а в Сталинской – только 18 тыс. Не в полную силу работаете, товарищи…» И кидались НКВДисты догонять и обгонять соседей, пока за перегибы и головокружение от успехов их самих не ставили к стенке.
Получается, совковский менталитет не изжит. Плановость и процентомания у нас в крови. А в сей ситуации всегда виноват «стрелочник», то бишь учитель, которого раздутый штат креслоседов, ради демонстрации своей активности, заваливает приказами и распоряжениями с грамматическими ошибками (это не шутка, ибо в таких случаях ошибки обязательны к исполнению).
Как-то открыл сайт донецкого лицея «Наукова Зiрка Донбасу», и прочитал в статье, посвящённой десятилетию данного учебного заведения, откровенные строки: «Как оценить качество обучения в школе? По итогам олимпиад и конкурсов, которые не объективны? По дороговизне отделочных материалов, использованных для ремонта школы?..» Ответом были слова: «…те, кто у нас учится, не хотят уходить домой после уроков... Наши выпускники приходят к нам снова и снова…» И даже если это приукрашено, то так должно быть. В идеальной, пока ещё заоблачной, школе ребёнок должен стремиться на любой урок, ибо там интересно, и дожидаться не начала каникул (карантина), а их завершения.
И ещё несколько слов по теме – о первом, в полной мере анекдотичном, этапе школьных олимпиад. Толпа чиновников даже в ум не берёт, что первым этапом является сам по себе урок! Если межшкольные, то бишь районные, областные и последующие ступеньки олимпиад ещё объяснимы при наличии желающих участвовать, то в классном коллективе, да и в параллели, учителю видны знания всех и не за один день. И ради отчёта оставлять после уроков лучших, надеясь на случайные единоразовые промахи или везения, мягко говоря, не серьёзно. Может ли быть олимпиада в группе одного тренера? Нет! Сами тренировки выявляют фаворита, который и отправляется (не без личного стремления) на соревнование с представителями иных команд.
А вот сократить бы солидный процент надзирателей из УО, опустошающих бюджет, да пустить сэкономленные деньги на обновление наглядных пособий, производственной базы, восстановление кружковой работы в школах. И повысились бы успеваемость да заинтересованность в познании. И поумнение общества было бы реальным, а не отчётно-липовым.
P.S. Здесь лишь узко затронуты только принудительные "олимпиады". А ведь креслоседы ежедневно шлют бумаги о срочном проведении вчера конкурсов, выставок, соревнований... И им главное не проведение оных, а отчёты школ для своих отчётов ради показания работы «в поте лица».
|