Школьный учебник. Кто его читает? Для кого он написан? Ответ, вроде бы, очевиден. Написан для ученика, следовательно, читать и изучать должен ученик. Учитель использует учебник в качестве ориентира, чтобы случайно, увлекшись, не перегружать учащихся информацией, держать себя в рамках. И, конечно, в качестве задачника, сборника упражнений. Для родителей? Чтобы смогли дома помочь в учебе ребенку.
А что мы видим? Как часто ученик раскрывает и читает учебник? Иной раз ребенок в конце учебного года сдает учебники, а там странички так и остались склеенными. Открыл пару раз за год. Учебники по русскому языку и математике дети вынуждены открывать, чтобы сделать упражнение или задачу. А вот читают ли дети теорию, учат ли правила?
Как Вы, уважаемые коллеги, на уроке работаете с учебником? Какие хитрости применяете, чтобы дети открыли и прочли школьный учебник?
Мне не приходится хитрить, я словесник. Порой нам не хватает материала учебника, прямо на уроке заглядываем в интернет., катастрофически не хватает в учебнике словарного материала
Многие учебники поражают своими ошибками, можно попросить детей найти и когда они находят ошибку, то, воодушевлённые, перечитывают весь, от корки до корки.
Ошибки в учебнике недопустимы. У нас бывают опечатки (вместо + напечатали - ), которые могут привести к более сложным вычислениям или к тому, что уравнение не будет иметь корней или корень будет не очень "красивый". Но нам нужно детям показывать, что не всегда ответы - это целые числа, а вычисления легкие.
Возьмите учебник Разумовской, особенно первые издания, там будут орфографические ошибки в правилах по русскому языку. А если брать сборники заданий к ЕГЭ или ГИА, то кроме некорректных вопросов будут ошибочные ответы
Ирина Николаевна, я могу говорить только про учебники, с которыми работала. Это учебники математики. А вот если в учебниках русского языка допускают орфографические ошибки, то это просто безобразие. Как можно детей за ошибки после этого ругать? Они нам скажут: "Я все делаю так, как в учебнике написано. Там ведь ошибок не может быть." А вот про книжки для подготовки к ЕГЭ и ГИА полностью согласна. Столько ошибок.
Я думаю, что сначала в типографии отпечатают несколько штук учебников для того, чтобы авторский коллектив еще раз все посмотрели, проверили. Наверное, какая-то внешняя рецензия дается, утверждается учебник в министерстве образования. На всех этих этапах учебник разные ученые и учителя смотрят. И как же ошибки проскакивают? Странно.
На уроке даю вопросы, а дети ищут на них ответы в учебнике. Планирую в следующем учебном году организовать работу по изучению материала в виде игры. Для подготовки к выполнению практичевской работы ученики вынуждены читать задания дома.
На уроке даю вопросы, а дети ищут на них ответы в учебнике.
Это при объяснении нового материала. А у нас дети дома не читают учебник. В начале урока проводим устный опрос на знание определений, свойств. Если учебник открыт, то читают по учебнику. Если просишь закрыть учебник, то немногие могут ответить на вопрос.
На уроке даю вопросы, а дети ищут на них ответы в учебнике.
Это при объяснении новой темы. А если тема уже знакомая и на дом было задано выучить правило, определение, свойства? Могут ли дети, не заглядывая в учебник, ответить на вопросы? Не все и не всегда.
Я думаю, что в начальной школе ребенок делает уроки или на продленке, или дома с родителями, поэтому вопрос чтения учебника, работы с учебником не стоит так остро, как в старшей школе. Дети переживают, вдруг учитель спросит, а он не сможет ответить. Родители проверяют выполненные уроки. А может быть, сейчас и в начальной школе родители мало помогают и контролируют детей? А читать дети стали меньше
Что не все родители помогают и контролируют, это точно! Некоторые, вообще говорят я в школе плохо училась,чем я могу помочь? Но если мама отказывается помогать ..... (воспользовавшись учебником), о чём речь?
Репетитора приглашают по нескольким причинам. Если, к примеру, уже в 1 классе ребенок не тянет программу даже на троечку, то что дальше с таким делать?
Согласна, что детям приходится мучиться. Они с программой не справляются, переживают. Но родители считают, что ПМПК - это как приговор. Мы рекомендуем пройти комиссию, собираем все бумаги, характеристики, тетради, оценки. Родители обещают, что пройдут, но ... Замкнутый круг получается.
У моих детей в саду хорошая подготовка к школе была. Каждый день какие-то занятия и игры развивающие. Да и мы сами много времени уделяли развитию детей. А как же иначе? Ведь это мои дети. Почему я должна надеяться, что кто-то с ним позанимается? Думаю, что и сейчас в саду такая подготовка ведется.
Я не понимаю тех родителей, которые уже в начальной школе говорят о том, что я не могу своему ребенку помочь, не понимаю, не помню. И это в начальной школе! Все в школе учились. Минимум 9 классов закончили. Взяли бы учебник и вместе с ребенком разобрали материал.
Конечно, проще. Ведь никто не спрашивает, как родители помогают детям в учебе, как обеспечивают право ребенка на учебу, как выполняют свои обязанности? А мы, учителя, чем будем заниматься, если все это родители будут выполнять?
Домашнее задание по учебнику, увы, все чаще превращается в списывание из ГДЗ. А как библиотекарь могу сказать, что самые "зачитанные" учебники по русскому языку и математике , алгебре, на втором месте - литература у учащихся 5-8 классов (в учебниках тексты). Самые "нечитаемые" - учебники физкультуры, ИЗО, музыки
Наша библиотекарь постоянно заказывает учебники, но в последнее время приходит очень мало учебников. Знаю, что библиотекари разных школ меняются учебниками. Ты мне 8 учебников истории, а я тебе - математику. Своеобразный бартер получается. Рыночные отношения.
Александра Владимировна, как не хватает учебников по ФГОС?! Учителю не выдают? Думаю, это администрация экономит. Учебники сейчас (у нас по крайней мере) заказывают с небольшим запасом (2-3 экз). Своим учителям хотя бы один экземпляр стараюсь выдавать. А еще бывают "экономные" библиотекари
А если среди учебного года в школу придет новенький ученик, где ему учебники брать? Если в библиотеке нет ни одного лишнего комплекта, а заставить покупать за свои деньги мы не можем.
К Готовым домашним заданиям мое отношение двоякое. С одной стороны, я категорически против такой помощи. Дети просто переписывают решение, не разбираясь и не вникая. Большинство детей именно так делают. Никакой пользы от этого нет. А вот если бы ребенок, оказавшись в трудной ситуации, посмотрел начало решения, дальше бы все решил самостоятельно и сверил ответ, то я против такой помощи была бы не против. Но такое, к сожалению, практически не встречается.
Татьяна Анатольевна, это очень хорошо, что Вы детей приучаете работать с учебником. Им в средней школе легче будет. Они будут знать, что прежде чем выполнять упражнение или задачу, нужно прочитать теоретический материал, разобрать приведенные примеры. И ответы на свои вопросы будут вначале искать в учебнике.
Как было бы здорово, если бы все дети так могли. Ты им в начале урока проблему поставил, а они сами и тему урока сформулировали и пути решения проблемы сказали. Все в учебнике прочли, во всем разобрались. Не жизнь, а сказка. Александра Владимировна, много у Вас в классе таких детей, которые все, как требуется в ФГОС делают? Где бы таких детей взять?
Сейчас я уже прошла курсы, но ничего нового нет, теории дают много, а как применить сами не знают, нам так и сказали: "Ну, вы же учителя, думайте, как применить, а мы в школе не работаем".
Те дети, которые придут к нам с начальной школы по ФГОС - это сделают. А я сейчас работаю с 5, 6 классами, и заставить их это делать очень тяжело, раньше по пол урока теряли.
Мягкий переплет делают для того, чтобы облегчить учебники. Снизить вес ученического портфеля. Это хорошо. О здоровье детей думают. Но из-за этого учебники приходят в негодность через 2-3 года. Это печально.
Устные предметы вообще без учебника никак нельзя изучать. На уроке объяснение учителя выслушали, вроде все понятно, все помнят. А через 3 - 4 дня забывается. Нужно освежить в памяти, прочитать , ответить на вопросы.
С таким сталкиваться не приходилось. Практически через месяц на работу, а с чем Вы работать будете? А если учебники не привезут в библиотеку? У нас хотя бы старые есть. Вы, наверное, по ФГОС идете? До меня еще не дошли такие ученики. Нужно курсы заканчивать по ФГОС.
Я два месяца работала по ФГОС, но со старыми учебниками, пока не привезли новые. А потом догоняла. Вот так. У нас всё возможно. Вот и сейчас нужно составить рабочую программу по ФГОС для 7 класса, а учебников нет и неизвестно, когда привезут.
А у нас наоборот, учимся по старой программе, а учебники ФГОС, (4 класс), и рабочую программу составляли переделывая 2 - 3 раза. Наверное сколько школ и завучей, столько и заморочек!
Александра Владимировна, Вы уже по ФГОС в 7 классе будете учиться, а у нас в этом году самый старший 4 класс. Так что собираюсь в этом году на курсы по ФГОС.
Если учебники дошли до торгов, значит, они есть в перечне, значит, бояться нечего - придут. Другое дело, если Вы программу сменили, и новых учебников просто нет. Нужно надеяться, что все придет вовремя ))
Каждый урок ребята работают с учебником, со склеенными страницами никто учебники не сдает. Да и в классах у нас от 8 до 11 учеников. Это и чтение текста, поиски ответов на поставленную проблему, заполнение таблиц...
Наталия Ивановна, а как Ваши дети эссе по обществознанию пишут? Насколько хорошо они могут анализировать, свою точку зрения излагать и аргументировать? Обществознание без книги не осилить. Сложный предмет у Вас. И сдают его многие ученики, во многие ВУЗы обществознание нужно.
Безусловно, учебники нужны как на уроке, так и дома. Согласна, что недостаточно материала по русскому языку, но мы используем дидактический материал на уроке. На литературе, начиная с 7 класса, даю задание на уроке прочитать статью учебника (чаще всего, биографические данные о писателе), выписать микротемы. Таким образом, и подготовка к ОГЭ начинается (написание сжатого изложения). В 10-11 классах на уроках учебники не используем, а вот дома занимаются по ним обязательно.
У меня очень мало детей, которые, находясь на больничном, читают учебник. И это мотивированные дети. Слабенькие дети самостоятельно учебник не читают. И пропуски их опять назад отбрасывают.
Есть хорошие сайты. Например, образовательный портал "InternetUrok.ru" (Учителя вызывали?). Ученику можно послушать объяснение темы (по многим предметам), которую пропустил и посмотреть разбор задач.
А большинство родителей даже не заставляют ребенка учебник читать. И вот придет ученик после 1-2 недель болезни на урок, конечно, тяжело ему догонять. Сам не сможет, нужно чтобы кто-то помог. А ведь ему не один или два предмета подтягивать. Я родителей не осуждаю, стараюсь понять.
А тут не знаешь, как поступить. С одной стороны - я почасовик, сколько уроков проведу, за столько мне и заплатят. Дополнительных оплачиваемых часов нет. А с другой стороны - должна помочь ребенку разобраться со сложной или непонятной темой. А вот как и когда?
При желании ребёнок, не посещающий школу по болезни, может выполнить задание. Обязательно проверяю и оценку выставляю сразу, как только он выходит в школу.
В электронном дневнике я выкладываю для желающих задание, там же можно и получить выполненное задание. И ещё один способ,который детей устраивает больше,- это сеть "В контакте". Летом постоянно я поднимаю для каждого класса, в котором буду работать, список литературы на лето!
Согласна, что дети больше используют "В контакте", но я призываю их через электронный журнал, где они могут написать мне сообщение. И родителей прошу, чтобы сообщали мне о том, что ребенок заболел и не придет в школу сегодня или с помощью СМС или через электронный журнал. Правда, это делают единицы. Приходится после 1 урока звонить родителям и узнавать причину отсутствия.
Я не придавала этому значения, работаем с учебником и работаем, если он есть. Учебник технологии трудно доступен детям. "Мы учителя технологии в не закона", на нас учебники теперь не выдают, деньги экономят. Книги себе покупаю сама.
Елена Михайловна, а Вы по какому учебнику технологии предпочли бы работать (автор, издательство)? Просто у нас в школе учителя технологии меняются часто, каждая требует ДРУГОЙ учебник (не тот, который есть в фонде). Получается бессмысленная трата денег.
Учебник учебнику рознь! По новым программам и новым учебникам для 5 класса (школы Украины) работается легко, интересно, т.к. он (и учебник языка, и учебник литературы) направлен на развитие самостоятельности, умения проводить поисковую работу, в нем очень много дополнительных заданий игрового характера и др. А вот остальные... Выезжает учитель на уроках только за счет дидактического материала, карточек для групповой работы, работы в парах, индивидуальной.
Мы работаем по экспериментальным учебникам 12-летки. Поскольку идём первыми, нам 2 раза в год надо отсылать экспертизу учебника. Понятно, что без работы по учебнику экспертиза невозможна. Поэтому последовательно выполняем все задания учебника.
Надежда Андреевна, интересно будет потом сравнить 1-ое издание учебника, по которому Вы сейчас идете, со 2-ым изданием. Все ли замечания будут учтены и исправлены? А вообще много косяков? (Извините за такое выражение.)
Думаю, что изменятся, Людмила Константиновна, только по другой причине: количество часов будет пересмотрено. А косяков более чем достаточно! Играем с детьми в игру "Найди и исправь ошибку в учебнике". А знаете, это даже хорошо, что в учебниках ошибки! Дети учатся не доверять написанному слову, учатся всё перепроверять, искать истину!
Согласна с Вами, Надежда Андреевна. Мне поэтому ошибки в ответах в наших учебниках по математике нравятся. И глаза по "пятаку" некоторых учеников на следующем уроке. Вот еще и решебников не было бы.
Количество часов пересмотрено в сторону уменьшения? А как же тогда "Что написано пером, не вырубишь топором"? Дети привыкнут не доверять учебникам. Учителям доверять не будут. Никому и ничему веры нет.
Когда я учились в школе, то, конечно же, приходилось иногда "листать" учебники. Для некоторых предметов учебник - это источник новых знаний, сведений, для других предметов - это сборник упражнений, для третьих - это книга, прочитав которую систематизируются знания, полученные на уроках.
Например, история: новые знания (использовался учебник для подготовки домашнего задания) русский язык: упражнения (открывала только в случае, если задано домашнее задание по учебнику) математика: систематизация знаний (часто читала теоретический материал, изученный несколько недель до этого, и когда заданы упражнения из учебника)
Помню, когда учитель давал задание изучить теорию по учебнику, это было ужасно скучно.
Считаю, что учебник - это, прежде всего, помощник учителю. Учебник может вовсе не использоваться на уроках. Но всегда стоит говорить учащимся, на каких страницах учебника можно прочитать об изучаемой теме.
Да, действительно, изучать теорию - это сложно и, порой, скучно. Одна теория без примеров и практики - это тяжело. И часто, когда задаешь детям изучить дома теоретический материал, чтобы на следующем уроке обсудить, они не могут разобрать его до конца. Может терпения не хватает, усидчивости, трудолюбия, может желания нет. Кто-то говорит, что не смог сам разобраться, не понял ничего. Разные причины. Начинаешь на уроке вместе со всеми читать и разбирать по учебнику, останавливаясь в трудных местах, объяснять простым, доступным языком. Начинают головами кивать, что поняли. Может быть и трудна теория для детей, что тяжелым языком написана? Научным, не привычным для ученика. Привыкли дети к объяснению учителя.
Действительно, как мать, скажу, что теорию не хотят дети читать. Такое ощущение, что и не знают, что надо читать. Решает дочь, например, математику. Что-то непонятно. Обращается за помощью. Открываю учебник - там все объяснение. Заставляю прочитать, в итоге - все понятно. А самим невдомек. Насчет правил вопросов нет - всегда учит по всем предметам.
Уважаемые коллеги, в Ваших классах есть ли такие дети, которые во время болезни самостоятельно по учебнику изучают материал?
У меня был однажды такой чудесный ребенок(третий класс). Мама уезжала в Москву на повышение квалификации на два месяца, его не с кем было оставить, поэтому забрала с собой. В школу там, конечно, не устраивались, слишком хлопотно. У мальчика с собой были все учебники. Когда приехал, все контрольные написал на "пятерки", да и устно весь материал знал отлично. Мама честно призналась, что уроков не касалась. Мальчик сидел целый день в гостинице, один, сам и занимался. Но это-скорее исключение. А так стараюсь,конечно, чтобы учебник читали. Все знают,что правила будут спрошены, либо устно, либо тест какой-нибудь. К третьему классу четко понимают, где искать в учебнике, если что-то вдруг забыли. Это ведь тоже важно - знать, где найти.