Написать об этом мне захотелось после сегодняшнего разговора с мамочкой одиннадцатиклассника. Утром я позвонила и объяснила маме, что ребёнок по субботам не приходит на факультативы (2 пары: математика и русский язык). В ответ я услышала такую брань в адрес этого ребёнка, которая закончилась словами: "Заколебал он меня. Отчисляйте его из школы". Я, мягко говоря, была шокирована этим. Нашла много разной информации о стилях отношений между детьми и родителями. Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два стиля:
1) демократический, который характеризуется высокой степенью вербального общения родителей с детьми,постоянной готовностью родителей прийти на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;
2) контролирующий.
Есть другая классификация стилей взаимоотношений в семье – авторитарный и демократический.
Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей. При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружбы... При демократическом стиле взаимоотношения характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге.
То, что услышала я сегодня от этой родительницы, у меня никак не укладывается в голове. Какими словами можно оценить то,что происходит между этим юношей и его мамой? О каком стиле взаимоотношений можно здесь говорить?
Возможно, мама уже устала от постоянной учительской критике ребёнка. Кто-то из учителей предложил маме помощь в борьбе с прогулами? Или просто ставите перед фактом? Если просто сообщать негатив, в ответ и получать будем негатив.
Да нет, не думаю, что мама устала от критики. 4 года работаю в этом классе, видела её один раз в школе. Это она к младшей дочери, которая училась в то время в 4 классе, зашла, больше в школе её не видели. По телефону с ней общалась сегодня 2й раз. И дочка уже подросла, и сын через несколько месяцев школу закончит, а маму мы не видим. А ребёнка жаль: неглупый, сообразительный. Ленивый. Маме бы разбудить его в субботу да в школу отправить... Но выходной день, самой полежать хочется...
Очень часто так бывает, что родителям глубоко "фиолетово" ( как говорят сами дети) чем занимается и где их ребенок. Много этому причин. Но однажды я слышала и такой ответ мамы на жалобу классного руководителя "Вы же учителя, помогите мне , не справляюсь. Что Вы все жалуетесь и жалуетесь, а совет профессиональный дать не можете" Бывает и так. Учитель позвонил, в известность поставил и все на этом. А правильно ли так?
В том и дело, что не просто хотелось поставить в известность... Я за помощью обратилась. Совсем не нравоучения читать или что-то плохое о ребёнке говорить... Хотелось бы, чтобы мама, наконец, поняла, что учитель не просто обращается, чтобы пожаловаться... С её стороны даже попытки не было что-то самой узнать о сыне. Мы, учителя и родители, должны помогать друг другу в воспитании... Но получается, что мы проявляем заботу о том, как ребёнок подготовится к экзаменам, а родители о своём ребёнке в ответ - то, что я услышала.
Елена Владимировна, я вовсе не Вас имела ввиду. Я нисколько не сомневалась, услышав от Вас эту историю, что Вы как раз хотели помочь, разобраться. Но мамы разные И очень часто такие
А я помню, что помимо демократического и авторитарного стилей взаимоотношений, существует и попустительский. При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе. Мне, кажется, что в данном случае именно таков стиль взаимоотношений мамы и ребенка.
В данном случае налицо либеральный стиль общения. Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.
И попустительский, и либеральный... Наверное, так можно назвать стиль общения в этой семье. Юноша предоставлен сам себе, впрочем, как и младшая дочь тоже.
Да, папа есть... И живут вместе... Но, как мне говорила прежняя классная руководительница, он никогда не занимался детьми. Вот так: вроде папа и есть, и в то же время - ребёнок один. А ещё меня больше всего потрясло то, что мама так говорит о своём сыне!!! Какой бы он ни был - он её ребёнок. Он никогда и не слыл хулиганом. Завуч постоянно нам говорит, что всегда мы должны ставить родителей в известность: опоздал - звони, не пришёл - звони, двойку получил - опять звони. А я сейчас думаю: стОит ли?
А я бы ещё один стиль назвала, которого нет в официальной педагогике, но он есть в жизни: пофигистический... И таких родителей, увы, немало. Особенно жалко детей, где родители пьют. Там вообще не до детей. У нас, к сожалению, много таких родителей, почти в каждом классе... Их ничем не прошибёшь. А иногда только можно ребёнку навредить, если после жалобы или просто не совсем приятного сообщения, родитель применяет карательные меры...
Родителей-пофигистов становится всё больше. Мне тоже всегда жалко детей. Поэтому чаще всего стараюсь обходиться без родителей, решать проблемы только с ребёнком.
Совершенно с вами согласна! Наблюдаю это со своим первым классом. Есть хорошая девочка, но мама безалаберная. В сентябре начались опоздания, потому что проспали. После осенних каникул девочка пришла без расписания в дневнике. Прошло 2 учебных дня, расписание так и не появилось. Пришлось писать замечание, после чего расписание было записано на оставшиеся дни недели. Маме некогда! Некогда от того, что родила в 17 лет.
К сожалению действительно, сейчас многие родители (особенно в сельской местности) свою миссию умещают в одной фразе: "Я работаю, времени нет, скажите спасибо, что его кормлю и одеваю". Вроде как нам родители еще и одолжение делают...
А у нас в последнее время прослеживается такая тенденция: старший ребенок сидит дома с младшим ребенком, который заболел и не может ходить в садик. Родители больничные не берут, им работать нужно, а детям, у которых ЕГЭ и ГИА, можно периодически по неделе пропускать занятия. Такое ощущение, что детей рожали не для себя.