Я опять думаю.. О жизни, о нас, учителях, о людях вообще.. Старею, как ни прискорбно это наблюдать.. Из последних мыслей..
Замечали ли вы, что люди плохо друг друга слушают и слышат, а учителя вообще самые недисциплинированные люди, не умеющие слушать друг друга. Вывод сделан мной за долгие годы наблюдений за тем, как ведут себя учителя на педсоветах, совещаниях.. Разговаривают, к месту и не к месту задают вопросы, проверяют тетрадки или кроссворды разгадывают. Когда делаешь замечания( а я вот не могу с этим мириться, всегда встряну) , обижаются..
Что это? Проявление неуважения, отсутствие знаний о правилах поведения или нежелание их выполнять? Или что-то еще? На последнем педсовете, мы, учителя, довели свою коллегу до слез. Ну не слушал её никто. Обидно, не смогла донести до нас то , что долго готовила. На фоне других выглядела слабо. Некоторые говорят "сама виновата , надо было готовиться лучше" Но как-то стыдно за нас, тех кто не захотел слушать..
Я думаю, это - не проявление неуважения. Это - демонстрация своего мнимого превосходства. Нам, учителям, вообще свойственно чувство превосходства - над детьми ("их учишь, учишь, а они..."), над родителями ("им ничего не нужно, даже собственные дети"), над представителями власти ("сделали из учителей во всем виноватых, а с других ничего не требуют, сами ничего не понимают в образовании") и, в итоге, друг над другом. Чувство гордыни и превосходства в педагогическом мире встречается настолько часто, что постоянно приходится либо отряхиваться от него, либо... начинаешь вести себя аналогично.
Об этом я уже давно говорила в своём блоге... Учителя - не самые достойные представители... Знаю, что сейчас многие возмутяться. Сама возмущаюсь. Но факты...
"Учитель" - не более, чем название профессии. Также, как может быть невоспитанный или сверхинтеллигентный специалист-бухгалтер, инженер, библиотекарь и юрист, так, увы, и учитель.
Не соглашусь с Алисой Леонидовной. Дело не в гордыне, а в том потоке бреда, который на нас обрушивается. Сегодня на рабочем совещании была аналогичная ситуация. Когда лектор сказала, что в Казахстане планируется увеличение продолжительности жизни до 80лет, мы посмеялись. Больше ничего не остаётся делать. А если Казахстан переименуют, то мы вообще будем жить до 90 лет. Потом нам сообщили о новом ГОСО, который будет вводится с 2015г. В плане оставляю 5 часов русского языка и литературы (вместе) вместо 8. Познание мира -1, зато науки-2ч. и др. Естественно, разговоры, возмущения сопровождали всё совещание. Для того, чтобы на совещании была дисциплина, оно должно быть ёмким, важным. Когда всё время на совещании занимает информация только для старшей школы, то понимаешь, сколько времени убито зря. Отсюда и тетради, кроссворды и прочие прелести.
Ирина Евгеньевна, я не говорила о совещаниях вообще. Хотя объяснение "бредом" того или иного сообщения - тоже наше высокомерие :). Я комментировала то, что Алла Николаевна написала о выступлении коллеги, которую просто не слушали. Если уж собрали народ на совещание - или выслушать молча и пойти домой или вообще не приходить - так, по крайней мере, будет честнее, чем саботировать кроссвордами. Отнюдь не всегда лекторы виноваты в том, что им необходимо рассказать.
А я думаю, что сегодня столько новых форм проведения педсоветов: дискуссии, круглые столы и т.д. Согласитесь, когда коллега читает доклад по бумажке, слушать тошно..Ведь существует технология публичного выступления, которой обязан владеть каждый педагог. Выступление должно быть умеренно эмоциональным, с адекватной жестикуляцией, постоянным обращение к слушателям...А для этого нужно владеть содержанием темы виртуозно...Тогда и слушать будут, и полемика завяжется, и тетради никто не будет проверять... Уж поверьте мне: знаю из собственном опыте.
Согласна с Вами, Светлана Викторовна! Я же не пропагандирую плохую подготовку к докладам. Я говорю о проявлении чувства воспитанности. Одно дело - тихо тетради проверять, а другое - беседовать с соседкой в голос о том, что вчера в магазине куплено (и такое бывает).
Ведь существует технология публичного выступления, которой обязан владеть каждый педагог. Выступление должно быть умеренно эмоциональным, с адекватной жестикуляцией, постоянным обращение к слушателям.
Как часто учителя этого не умеют. к сожалению. И учиться не хотят. Учителя математики, например, у нас всегда об этом твердят "Ну математик я..не умею говорить" так что, историкам- филологам всегда давать слово?
Алла Николаевна, я посещала специальные тренинги по технологии публичного выступления: очень интересная и полезная вещь. Не просто читали, а проводили практические занятия.
Алиса Леонидовна, я согласна с ВАми: каким бы скучным не был доклад, воспитанный коллега тетради проверять не будет. У нас бы попроверяли: наш директор быстро бы их построила.
Могу про себя сказать: не всегда готова выслушать до конца, если человек в корне не прав и пытается эту правду донести до других, не обращая внимания на неодобрение в свой адрес.
Иногда жаль потраченного времени на совещании, на котором в большинстве идет разговор о старшей школе (за это время можно создать такой урок! или материал к уроку!). А сидишь слушаешь одно и тоже, об одних и тех же. Ну не могу я просто так сидеть... заполняю журнал (потому что иногда проверяют, чтобы учителя не приходили с "работой" на совещания: тетради не пронесешь). А на педсоветах у нас всегда деловой разговор:
Цитата
столько новых форм проведения педсоветов: дискуссии, круглые столы и т.д.
поэтому не до тетрадей и журналов. Конечно, обидно, когда ты - выступающий (при этом потрачена не одна неделя на подготовку), а коллеги просят сократить выступление и побыстрее выступить. Все спешат!
Мне кажется, мы подчас не выслушиваем коллегу до конца, потому что в силу профессии привыкаем, чтобы НАС слушали. Авторитарное поведение из класса переносим на педсоветы. А если докладчик еще и заинтересовать не сумел - с этим мы смириться не в силах. Плохо, конечно. Надо набраться терпения и уважать коллегу, дослушать до конца. А вдруг что-нибудь и скажет полезное?
Ну хотя бы посидеть молча, как минимум. Можно ведь в прениях сделать замечания, лично сказать свое мнение. Мы ведь требуем от учеников дисциплины и тишины, как правило. А всем ли им интересно нас слушать?
Да, подмечено точно, мы страдаем от того, что не хотим слушать друг друга. И молчать не умеем и не хотим. Всегда надо быстрее уйти. Конечно, так нельзя себя вести - знаем это, но не делаем.
Хорошо, что многие из нас это признают. "лишь та ошибка, что не исправляется" - Конфуций. А многие ведь и не понимают, что это я от них хочу.. Педсовет- время убить как-то надо..
С удивлением прочитала строки, что на педсовете проверяют тетради, разгадывают кроссворды?! Возможно это в больших пед.коллективах допустимо. Наш коллектив небольшой, 14 человек, и, слава богу, такого у нас нет. Как правило, на педсовет выносятся самые важные вопросы, и решение во многом зависит от всего коллектива. Не представляю себе ситуацию, чтобы педагоги вели себя бестактно по отношению к коллеге. Сегодня ты не слушаешь, завтра тебя не услышат.
Сказано много, но я все же добавлю. Как это ни странно, но умение слушать - это искусство. И равно как не все мы обладаем способностью, к примеру, рисовать, слагать стихи, изображать кого-нибудь, так и уметь слушать не все могут. Можно слушать и не услышать. Умеющий слушать как бы вдохновляет рассказчика, помогает ему изложить то, что он хочет. Даже если тот и не Цицерон. Так что давайте осваивать это сложное искусство - умение слушать.
Умение слушать может и не всем дано. А вот проявить терпение и такт к другим обязан каждый педагог. И не важно, кто перед тобой - коллега, родитель или человек с улицы.
Как это ни странно, но умение слушать - это искусство...Можно слушать и не услышать. Умеющий слушать как бы вдохновляет рассказчика, помогает ему изложить то, что он хочет.
Я бы не стал всех учителей обвинять, что они не умеют слушать и выступать. Наши начальники школ умеют только командовать, но не умеют управлять. А на бестолковых совещаниях, которых в нашей жизни предостаточно, остается только рисовать.
Наши начальники школ умеют только командовать, но не умеют управлять. А на бестолковых совещаниях, которых в нашей жизни предостаточно, остается только рисовать.
Наши начальники школ умеют только командовать, но не умеют управлять.
Не всегда так. У нас была очень умная и толковая директрисса. И слушали её с удовольствием , и руководила она грамотно и толково. Вот на пенсию ушли...)
Наши начальники школ умеют только командовать, но не умеют управлять. А на бестолковых совещаниях, которых в нашей жизни предостаточно, остается только рисовать.
У нас тоже складываются такие отношения с начальством. Бывает начинаешь высказывать свою точку зрения, правду (а может она никому не нужна) сразу рот затыкают. Поэтому остается только рисовать.