Приближается праздник победы, праздник - очень важный для всех людей, для всего человечества. В каждой семье есть человек, погибший в этой страшной войне. Меньше остаётся ветеранов. Я хочу рассказать о ветеране В.О. войны и великом дальневосточном писателе - Н.Д.Наволочкине. О войне он говорил так: " Страшно не умереть на войне, а самое страшное было - это попасть в плен...". Я хочу поделиться его воспоминаниями и стихами.
Вот как Николай Дмитриевич вспоминал о войне:
« Старший сержант – самое высокое звание, которое я получил на фронте. Так подписывались и мои стихи, опубликованные тогда в дивизионной газете» В бой».
Я был просто солдатом и вместе с другими прошагал от города Ельца, что в Липецкой области, через Курскую, Брянскую, через всю Белоруссию до станции Садовне в Польше. Как и все воины армии я принимал участие в форсировании Днепра, Десны, Сажи, Западного Буга.
Ещё хотелось бы добавить, что я служил радистом, а почти половину нашего взвода составляли девушки. О них, о ребятах – радистах, давным – давно я написал повесть: « Шли радисты». Она выходила несколькими изданиями, и я очень надеялся, что книжка попадёт в руки кому- то из моих фронтовых друзей и он, или она, мне напишут.
Много лет я ожидал такой весточки. Получил даже письмо от командира нашей 193 Днепровской стрелковой дивизии генерал – майора А.Фроленкова, а вот от ребят так и не дождался.
Н.Д. Наволочкин и герой Советского Союза – маршал Батов
В 1987 году, в Польше, где я вместе с бывшим фронтовым санинструктором поэтессой Юлией Друниной, Сергеем Баруздиным и несколькими другими писателями, получившими ранения при освобождении Польши, был в гостях у Войска Польского. На одной из встреч у меня спросили , пишет ли мне кто - нибудь из однополчан ? Когда я развёл руками и ответил, что, к сожалению, нет, встала Юлия Друнина и рассказала, что из ушедших на фронт ста юношей, моего года рождения, вернулись с войны только трое. Такова статистика. Поэтесса тогда добавила, что когда - нибудь Николай Дмитриевич об этом напишет… Как же относился Николай Дмитриевич к дню Победы?
« Чем ближе День Победы, тем чаще можно встретить пожилых людей с орденскими ленточками на груди. Иногда шагают они, опираясь на палочку. Редко кто сохранил признаки былой выправки. И всё равно, я каждого невольно представляю молодым, в гимнастёрке, с глазами полными надежд, такими, какими они были пятьдесят лет назад. И не могу называть их, моих ровесников, стариками, потому что лучшие годы своей жизни они оставили там – на войне. Лучшие годы… Каждый день на передовой их подстерегала опасность… Часто они видели горе, убитых, раненых, трубы сгоревших селений, беженцев. Война для них то забывается, то вдруг устанавливается обратная связь и вспоминается или что – то тяжёлое, или приходят в память яркие картины стремительного наступления, как это было в июне 1944 года при освобождении Белоруссии. А разве забудешь, как, преодолев речной простор, ты оказался на противоположном берегу – жив, здоров, и даже не ранен»
О своём сборнике Николай Дмитриевич говорит так:
«Обратная связь. Права была Юлия Друнина. Все мы – трое из ста – кто выжили, в долгу на всю жизнь перед погибшими. И стихи о них, я наконец написал. А когда мучился над этими «пропавшими дымом», как писал Сергей Тельканов, строчками, то видел ребят и девушек: Ивана Колотушу, Григория Юклиевского, Василия Бахарева, Любу Орлову, Лёню, Дору, Катю.
Старший сержант – Н.Д.Наволочкин.
Как быстро всё становится прошлым. В далёком теперь 1967 году в Хабаровск приезжал Командующий нашей 65 армии дважды Герой Советского Союза генерал армии П.И.Батов.
Мы долго разговаривали. Я подписал ему свои фронтовые повести, он мне книгу мемуаров « В походах и боях». Павел Иванович рассказал, что в нашей дивизии у города Лоева, где она форсировала Днепр, установлен памятник. Вспоминали командиров полков, которым мне довелось давать связь. Помнил он даже некоторых комбатов. И разговор с командующим я вспоминал, когда готовил эту маленькую книжечку.
Неужели прошло столько лет со Дня Победы? В это верится с трудом. Но вот передо мной лежат стихи, написанные старшим сержантом Наволочкиным в 1943 – 44 годах. Что ж и в поэзии я остался старшим сержантом, жаль только что не вернуть годы, когда я носил это звание.
Стихи Н. Д. Наволочкина из сборника: « Обратная связь» Тишина
Волна до ночи грохотала В тот день, и кажется теперь, Она, усталая, стонала От лютой злости и потерь. Но затихает гул орудий, Всё реже долбит миномёт. « А что, и мы, наверно, люди?» Сосед махорку достаёт. Опять разрыв, осколки кругом. « Чёрт, ну уймись ты хоть на час…» В дуэли жуткой друг по другу Два пулемётчика строчат, Через заросшее болото В слепом азарте: кто кого?.. А ты мол, отдыхай, пехота, Пока. Жди часа своего.. Молчит послушная пехота, Как будто провалилась в сон. И смолкли оба пулемёта, И тишина со всех сторон. Но дико мечется и стонет В тяжёлой дреме старшина И кажется ему, что кони, Постромки рвут, а тут – война И нет пути домой к посёлку, А там жена, там дочка спит. И мчится и стоит двуколка, Хоть кони скачут, а стоит. Вдруг; неожиданно, с болота, Там, где замолкли пулемёты, Лягушек хор заголосил. Сначала тихо, осторожно,- Наверно, ждать устали тоже,- Потом уж – не жалея сил.
И старшина во сне затих, Вздохнул, и даже улыбнулся…
Видать, доехал до своих И хоть во сне домой вернулся.
-------------------------------------------------------------------------------
Фронтовая ночь
Над уснувшей рощей, над поляной, Где шумит столетняя сосна, В облаках оранжево – багряных Поднялась огромная луна.
На окопах, на траншеях тая, По траве росистой засерев, Тени протянулися, смягчая Черный исковерканный рельеф.
За лесами зарево пожарищ, Запах гари ветром донесло… Это не твоё ли там, товарищ, Догорает русское село?
Это не твоя ли мать – старуха, Не твоя ли дочь с сумой идёт? Редко, надоедливо и глухо Бьёт и бьёт тяжёлый миномёт.
Охнули тяжёлые разрывы, Заметались отблески ракет… На болото, дремлющие ивы Падает тревожный лунный свет.
Много вёрст прошли мы по дорогам, По болотам, сёлам и лесам. У родного не были порога Много дней, ты это знаешь сам.
Но когда - нибудь, встречая вечер, Тихий майский вечер без войны, Вспомним мы суровый свист картечи Боевые схватки, марши, встречи, Эту ночь и бледный свет луны.
1943
-------------------------------------------------------------------
Встреча с Н. Д. Наволочкиным
Н.Д. Наволочкин умер 21 сентября 2013
Мы помним Ваши книги, И огонёк в глазах, Всегда, всегда Вы живы, В душах и сердцах! И сколько б ни прошло лет, Книги будут жить, Как человека, как поэта,
Всегда будем любить!
(Т.М. Каргаполова)
|