Я живу в селе, город в моей жизни был только во время учебы в институте.
И, наблюдая за нынешними деревенскими ребятами, удивляюсь разнице между нами в возрасте 10-12 лет и современными подростками(это не старческое брюзжание, не так уж я и стара).
На уроках, при составлении предложений и написании сочинений- миниатюр, обращаюсь к окружающему миру. И ребята затрудняются назвать птиц, не угадывают их голоса, о растениях, цветах (кроме самых простых типа ромашки и васильков) тоже рассказать не могут.
Мне казалось, что это так естественно, работая в огороде, играя на пруду или в лесу видеть все: от маленького паучка до спрятавшейся под кустом перепелки.
Сколько я себя помню, у меня всегда кто-то жил,про кошек и собак я и не упоминаю. То мне привезут оставшегося без матери птенца сапсана, и мы с соседскими мальчишками ежедневно в 4 утра идем на речку ловить рыбу, а жарки полднем не один час ловим кузнечиков( соколенок предпочитал живую пищу)
Это я и мой сапсанчик
А то и сами, начитавшись Жюля Верна, пробовали жареных кузнечиков)) Вот затопило огороды, то то радости- наблюдать как из икры выводятся головастики, превращаясь потом в лягушек. Полные карманы лягушат доводили наших мам до белого каления)) А уж об обитателях реки и говорить нечего- чуть ли не каждого и подержали в руках и понаблюдали в природе, а то и поселили в больших вагонетках (поселок-то шахтерский, вагонетки из-под угля были в каждом дворе) Сами под руководством тренеров насыпали беговые дорожки, настелили конвейерной ленты, чтобы потом тренироваться и побеждать даже учеников ДЮСШ олимпийского резерва.
И отношение взрослых было иное- взялся- делай, и уважительно очень к каждому ребенку. Помнится за волнистыми попугайчиками пешком зимой мы ходили за 7 км, а потом эта пара выводила птенцов. Что-то я делала не так, оперившись, птенцы выбирались из домика и оказывались брошенными. родители переставали их кормить. И отчаявшись вырастить птенцов, я написала письмо в Ростовский зоопарк, письмо было почти "на деревню дедушке", но дошло! Мало того директор зоопарка мне ответила! И даже прислала книгу по уходу . Письмо было написано от руки.
А что я вижу сейчас: ребята могут назвать два-три вида местных птиц и с удовольствием рассказывают, как мальчишки издеваются над воронами, чтобы те не трогали гусят. Да что уж говорить, если мальчик принес лук со сломанной стрелой( проект такой на истории был- оружие первобытных людей сами делали), стрелу сломал го отец, когда стрелял в кошку и попал!(( Компьютерные игры заменили им реальную жизнь, и в огороде-то стараются выполнить работу побыстрее, чтобы потом опять сесть за игрушку) Так кто был счастливее?
Да, время сильно изменилось...дети стали более жестокими, а издевательство над животными многим доставляет удовольствие. Часто видишь кота с привязанной палкой к хвосту, а мальчишки бегут следом и подгоняют бедное животное... Считаю, что в этом виновата вовсе не школа. Мы все на своих уроках стараемся привить детям любовь и бережное отношение к братьям нашим меньшим..А вот родители....
Цитата
"мальчик принес лук со сломанной стрелой( проект такой на истории был- оружие первобытных людей сами делали), стрелу сломал го отец, когда стрелял в кошку и попал!(("
Мы даже гадюк и полозов не трогали, порой змеи жили где-нибудь в фундаменте или прямо в огороде, а ежи вечером к столу приходили полакомиться. А сейчас...тоска берет!
Не все так плохо. Есть немало детей, любящих животных и умеющих обращаться с природой. А птиц и правда не знают. Будем и дальше прививать детям любовь ко всему живому. Если не мы, то кто же?
Но некоторые дети совсем не хотят понаблюдать и порассуждать.
Вот именно, не хотят.. в глазах только денежные знаки: вчера услышала от 11летнего, что все можно купить, он самый крутой. потому, что у него телефон за 20 тысяч
Спасибо, Ирина Николаевна! Очень больную и своевременную тему подняли, новое время, новые интересы, новые подражания. На селе ребята тоже стараются не отставать от городских, а родители им в этом помогают, забывая прививать им любовь к родному краю.
Время было другое, мы были другие. Макулатуру собирали, чтобы сохранить деревья. Металлолом тоже по улицам собирали. Ходили по квартирам и люди выносили связанные стопки газет. А еще запомнилось, что поехали с ребятами за город собирать ольховые шишки. Не знаю, зачем они нужны были, но в школе был объявлен сбор этих шишек. От родителей потом всем влетело, т.к. никого не предупредили, уехали одни, а сотовых тогда и в помине не было.
А мы еще и сено косили и сдавали для колхозов и лекарственные травы собирали, шиповник так обязательно. Интереснее нам было и ответственности учились сразу
Всю осень в ближайший колхоз или совхоз всей школой нас возили на уборку урожая, в любую погоду. И никто не возмущался, не отказывался, никаких освобождений по болезни не приносил. А сейчас на уборку территории по согласию родителей. И даже на олимпиаду согласие родителей требуется.
Вот именно, и мы сегодня письменное разрешение родителей на участие детей в конкурсах собирали. Хочется Алису процитировать: "Все страньше и страньше.."
И я своим детям тоже постоянно твержу, что мы живем не в пещере, чтобы обращали внимание на все, что нас окружает. А сегодня на уроке музыки мальчик заплакал после прослушивания песни "Маленький тигренок", и я поняла, что не совсем еще потеряны наши дети)))