Вчера в автобусе стала невольным свидетелем разговора. Впереди меня едут двое юношей-школьников. Одному из них звонят по мобильному. Отвечает вяло, однозначно, с раздражением: «Угу, ладно, да отдам!» А потом своему товарищу (передаю с изменениями, потому как… много непечатных слов): «Как достала эта класснуха! Отдай да отдай! Ну, взял у неё взаймы 500 тенге. И чё? Уже месяц достает. Где я ей сейчас эти деньги возьму. Могла бы и вообще не спрашивать».
Вот такой бывает поворот событий! «Взял! Не отдам!»
Полностью с Вами согласна, Сергей Михайлович! Ситуация, конечно, до конца не ясна. Почему взял, зачем были даны деньги. Меня поразило другое: если молодой человек так относится к своим долгам сейчас, как он будет относиться к ним в дальнейшем?
Нам этого, увы, Наталия Михайловна, не узнать. Меня смутила сама ситуация! Неужели в семье так относятся к своим долгам? Почему оказывается виноват ТОТ, кто дал взаймы? И как нам, педагогам, помочь детям научиться "платить по счетам"?
Ладно с ними учениками, Лариса Николаевна! Ситуации-то бывают разные, а вдруг и на самом деле надо было на что-то важное... Меня волнует другое: почему ТОТ, кто взял взаймы, раздражается, когда приходит время платить? Куда улетучилась культура отношений? Или все-таки свежа пословица: "Хочешь потерять друга, дай ему взаймы"?
Вот это и опасно, на мой взгляд! ТАКОЕ поведение изменяет отношение к человеку. Почему возникает подобный ПРЕЦЕДЕНТ? Выходит, что ВЗЯВШИЙ ни в грош не ставит ДАЮЩЕГО?
Не могу сказать, Галина Васильевна, о ребята об этом не говорили. Думаю, у учителя были причины дать эту сумму. А иначе бы с какой стати? Но почему возврат денег так раздражает взявшего?
Это точно, Татьяна! Наверное, в этой ситуации приемлема и другая пословица: "Делай добро и бросай его в воду" Не отдал - забудь и прости. А спустя время все же проведи со всем классом воспитательную беседу ли, другую какую эффективную форму типа тренинга "Почему надо отдавать долги" Я обычно на этом акцентирую внимание, когда мы изучаем с детьми "Капитанскую дочку". Помните эпизод, когда Петруша проиграл ротмистру Зурину 100 рублей?
У нас учителя не считают своим долгом вернуть деньги. У нас была одна дама , которая бегала по всей школе, чтобы взять взаймы. Нас вовремя предупредили, что получить свои деньги назад будет трудно, поэтому не занимали. Раз есть такие взрослые, значит есть такие дети.
Хорошо, если занимаешь свои, а не чужие. А бывало и так, что подходит и говорит: "у вас же есть школьные деньги...". Я никогда не давала взаймы, а вот другие попались.
Вот как поступать в ТАКОЙ ситуации, Людмила Васильевна? Будешь напоминать, реакция последует, наверное, как у этого юноши: "Достаёт!" "Забудешь о долге" - поспособствуешь привыканию к нечистоплотности...
Есть анекдот на эту тему : Встречаются два друга. Один говорит другому : Хайм, ты знаешь, я начал писать мемуары. - Что ты говоришь? А ты уже дошел до того места, где ты одолжил у меня деньги? Деньги детям,конечно, думаю, не надо одалживать. А уж если одолжил, то это необходимо как -то довести до родителей. неизвестно на какие нужны ребёнок попросил деньги. Со взрослыми можно поступить так же, как они с вами, попросить у них в долг столько же, сколько взяли у вас (если, конечно, не ответят отказом)