Ольга Васильева, глава Минпросвещения России, прокомментировала проблему дефицита педагогических кадров на селе. Она считает необходимым утвердить федеральную программу «Сельский учитель». Министр отметила: «Действительно, сегодня у нас самый большой дефицит именно сельских учителей. Причём есть школы, где формально вакансий нет, но учителя работают на полторы-две ставки, берут непрофильные для себя предметы. Такая статистика есть по каждой школе, и проблему мы видим».
Наиболее остро, по словам О. Васильевой, проблема стоит в Иркутской, Челябинской, Ростовской, Новосибирской, Московской и Свердловской областях, а также в Краснодарском крае, Чечне, Башкортостане и Дагестане.
Московская область попала в данный список потому, что в последнее время в столицу едут педагоги из сёл за высокими зарплатами. Как пояснила министр, сейчас даже существует термин «педагогический туризм».
Она напомнила, что в прошлом году в Совете Федерации проходили слушания о перспективах развития сельской школы, по результатам которых было решено разработать дорожную карту. Кроме того, чиновники проанализировали опыт регионов, изучили мнения экспертов и действующую программу «Сельский доктор», а также обсудили, возможно ли пойти по аналогии с ней и в учительской среде.
В заключение министр сказала: «Регионов много, и везде своя специфика, свои формы поддержки молодых педагогов, которые после окончания вуза решили отправиться в малые города и сёла. Кто-то выдает машины, кто-то – жильё, кто-то – «подъёмные» деньги. Кто-то доплачивает к зарплате по 5-10 тысяч рублей в течение трёх-пяти лет. Поэтому единой модели, наверное, тут быть не должно. Но все эти разные формы поддержки должны быть прописаны в рамках единой федеральной программы "Сельский учитель": такая необходимость действительно есть. Будем вопрос прорабатывать».
У нас в школе ситуация похожая на ту,что описана в докладе О. Васильевой "учителя работают на полторы-две ставки, берут непрофильные для себя предметы" и поддержка учителей есть: нам возвращают почти полностью выплаты по ЖКХ и живем мы в 15 км. от Ростова, а учителей не хватает.
Просто молодежь не желает работать в школе. А выплаты по ЖКХ выплачивают всем работающим учителям и тем кто на пенсии и уже не работает. У нас на Дону нет деревень, есть хуторы и станицы.
может быть, именно потому и не хотят, что их только вот этим и хотят соблазнить: "Кто-то выдает машины, кто-то – жильё, кто-то – «подъёмные» деньги. Кто-то доплачивает к зарплате". Это же по себе меряют. Всё это важно, а кто о душе подумает?!
Эта проблема существует везде. МРОТ повышают, а нам зарплату - нет. Мы зависим от ученико-часа. А какая разница: к уроку готовимся все одинаково: хоть на 15 человек, хоть на 5. Только приходится вести "все подряд", чтобы выйти на среднюю зарплату по району.
Надо быть оптимистом, значит когда-нибудь разрешат ситуацию. Ведь молодежь жить и работать в деревне за гроши не хочет. Необходимо развивать инфраструктуру села.
Галина Александровна, скорее всего это касается молодых специалистов. У нас в Ростовской области программа "Сельский доктор" работает, по крайней мере, на примере нашего хутора.