Более трети школьников российских школьников плохо знают историю России, историю Великой Отечественной войны, - констатировал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. На заседании рабочей группы по совершенствованию УМК по истории он сообщил, что школьники не могут установить простейшие хронологические и причинно-следственные связи, путаются в известных событиях, не знают ключевых исторических деятелей, историю российской культуры.
Руководитель ведомства предложил разработать программу популяризации истории Великой Отечественной войны, отметив, что программу нужно внедрить во всех школах и средних специальных учебных заведениях.
Кравцов, наверное, удивится, если узнает, что многие старшеклассники читают по слогам, а пишут, вообще непонятно, на каком языке. Что бы дети знали историю ВОВ, не надо было сокращать часы по предмету, да и в программах посвящать не по 2-3 часа этой теме.
Одна из сложностей предмета "история" как раз и состоит в том, что её постоянно пытаются переписывать. Кроме этого, предмет содержит огромный материал, который нужно не просто пересказывать (это уже позапрошлый век),а анализировать, прогнозировать, выстраивать логические цепочки, находить причинно-следственные связи и т. д. И всё это в обязательной привязке к местности, личности, времени. Ученики должны иметь собственную точку зрения на исторические события и уметь её обосновать, а это возможно только лишь при владении ребёнком достаточным объёмом информации. А терминология! Это советский человек, посмотрев на историко-культурный стандарт, может сказать: "Ну и что тут такого?" Мы всех красных-белых знали поимённо еще не ходя в школу, равно как и о партизанах, полководцах и т. д., так как смотрели художественные фильмы. КАЧЕСТВЕННЫЕ художественные фильмы! Да, они были идеологизированы, но сам факт состоявшихся событий, имена участников, они никуда не делись, а собрав информацию, идеологию можно и "подвинуть". Вся беда сегодняшнего преподавания истории в повальном невежестве многих современных школьников. На уроке физически нет времени объяснять, что такое борона, прялка и т.д., а "привить интерес" всем обучающимся класса к этим словам, чтобы они сами нашли их значение, просто фантастика. Вот как-то так... И это далеко не все сложности предмета "история".
многие действительно не понимают сложности предмета, так же как и выше пишущий WD...Ибо сами-то ее знают на уровне - "читал в журнале и смотрел по телевизору"...Более того, последние лет 10, работая в сельских школах вдруг столкнулась с тем, что историю на селе преподают ВСЕ... особенно "любят" это делать учителя начальных классов... При всем уважении к коллегам... Они действительно обычно уверены, что достаточно просто прочитать учебник, почитать методички - и все... он готовы преподавать историю... Ибо "а чего в ней сложного?"...Даже министр заявила, что кто угодно с улицы может учить сиему предмету... Печально все это
Согласна с Вами, Елена Дмитриевна. Просто у многих людей присутствует сложившееся сто лет назад мнение, что устные предметы весьма легки в освоении. А что там, прочитал, пересказал и все дела! Однако, часто встречаются дети (и взрослые), которым точные науки или естественные гораздо более понятнее. Я всегда шучу, что лично мне легче запомнить всех китайцев поимённо, чем разобраться в тангенсах-котангенсах или, тем паче, в электронных облаках. Сегодня многие дети не могут выговорить даже Владимир Всеволодович или Мстислав Удалой. Каждому свое.
Валерьян Дмитриевич, я Вас наверное огорчу, но расписание составляется исходя из возможностей школы (кадровых, материальных и т.д.) Если в школе один спортивный зал и один учитель физической культуры, то при всем моем искреннем уважении к физике, математике, иностранным языкам, они в расписании станут туда куда поместятся, в том числе и после физ-ры. Это нарушение "шкалы трудности предметов", но шкалу Сивков составлял в 1975 году и сегодня эти баллы во многом не соответствуют реальной сложности предмета. Но проблема еще и в том, что тот же учитель физики работает в трех школах и это завуч каждой школы будет учитывать в первую очередь. Что касается зарплаты, то начисляется она в зависимости от имеющейся у учителя категории и количества преподаваемых им часов. Сложность предмета в данном случае никак не учитывается. (ни в коем случае не считаю историю сложнее физики, просто повторю - каждому своё).
Не понимаю, каких познаний требуют от обучающихся по истории о Великой Отечественной войне, если впервые детки наши сталкиваются с этой темой в 9-ом классе во второй половине учебного года. "Великая Отечественная война" - 4 часа. Может быть, в других школах совершенно другая программа и учебники по истории различных авторов... Единого пока ничего не предвидится.
Впервые детки с историей Великой Отечественной войны сталкиваются в начальной школе на уроках окружающего мира. Кроме того, в течение года в школах проходит целый ряд мероприятий связанных с этой темой, на которых присутствуют дети всех классов. В тех школах, которые перешли на линейную систему обучения истории (а это должны быть все школы России), история Великой Отечественной войны будет изучаться в 10-м классе. Авторы программ разные, но количество часов у всех небольшое, т. к. велик объём всего материала. Часть тем предлагают детям на самостоятельное изучение...
Раиса Поликарповна, сегодня угадать трудность предмета, по-моему, вообще дело очень трудное. Уже несколько лет, посещая уроки биологии, слушая мнение детей и родителей, просматривая учебники, я пришла к выводу, что современные школьники, имеющие "4" и "5" по этому предмету, осваивают его по принципу: "Всем врагам назло!". Как авторы программ, учебников умудрились сделать этот и без того не простой предмет, настолько тяжелым, не знаю. Определения написаны таким языком, что стреляться впору. В пятом классе многие дети не то что понять и запомнить, а и выговорить термины не могут! А нас всех обвиняют в снижении функциональной грамотности школьников...
Я, как учитель биологии с 43-летним стажем, тоже не понимаю многих, мягко скажу, "странностей" с программами и 1 часом биологии в неделю в 5-7-х, 10-11 -х классах! Зато тем, кто в школе бывает только с проверками или вообще не бывает - всё понятно и замечательно! Главное, чтобы хорошо работали школы для "элитных деток"!