Педагогика как призвание. Слово благодарности моим учителям
Моя профессия
27.03.2025
Я окончил школу уже довольно давно – почти двадцать лет назад. Не могу сказать, что каждый день вспоминаю свои школьные годы, или что у меня связаны с ними какие-то особенно радостные и светлые моменты в моей жизни. Нет, безусловно, было бы неправильно говорить, что моё школьное детство было сплошь окрашено в тёмные тона и совсем не было ничего хорошего. Конечно, было. И сегодня, по прошествии двух десятков лет, именно эти позитивные моменты и приходят в голову в первую очередь. Таково свойство человеческой памяти – с годам она вытесняет плохое, и чем дальше от нас те или иные события, тем в более светлых тонах мы их воспринимаем. Так и здесь.
Вообще говоря, двадцать лет, объективно говоря, не такой уж огромный срок, хоть и существенный по меркам человеческой жизни. Но у меня как-то так вышло, что уже буквально через год или два после окончания школы годы, проведённые там, стали восприниматься как что-то далёкое и чужое, не имеющее ко мне почти никакого отношения. Возможно, это в принципе моя такая психологическая особенность, ведь, скажем, институт я закончил относительно не так давно, но период моего студенчества также уже давно скрылся в моём сознании за плотным слоем тумана. Видимо, я в целом такой человек, который, выходя из определённой среды, быстро абстрагируется от неё и перестаёт себя с ней отождествлять. Быть может, это общее свойство людей, подобных мне – замкнутых, живущих своим внутренним миром и в минимальной степени эмоционально соприкасающихся с окружающей средой.
Впрочем, это уже немного в сторону. Если же возвращаться к тому, что в моём школьном опыте было хорошего, то, опять-таки, к сожалению, здесь похвастаться особо нечем, и если бы я сейчас попытался составить список вещей той поры, по которым я скучаю, то, думаю, он получился бы предельно лаконичным.
На первом месте в этом списке, вне всяких сомнений, были бы мои бывшие учителя.
Сегодня, к огромному сожалению, профессия учителя не котируется и не уважается от слова «совсем», а её престиж низведён до самых нижних пределов. Я же всегда относился к педагогической профессии в целом и отдельным её представителям в частности с огромным пиететом и даже преклонением. Работа учителя – это поистине титанический труд, и люди, выбирающие эту профессию осознанно и трудящиеся на педагогической ниве долгие годы, заслуживают, я убеждён, самых лестных слов в своей адрес. Это настоящие подвижники, которые, следуя своему призванию, однажды сделали выбор в пользу одной из самых благородных профессий на свете.
Педагог – это человек, который знает свой предмет и умеет передавать свои знания другим. На самом деле это целое искусство. Ведь мало просто владеть набором определённых знаний, нужно ещё уметь эти знания передать детям, заразить их интересом к своему предмету, найти подход к каждому из них. Задача, говоря деликатно, отнюдь не из лёгких, и далеко не всем, особенно из нынешней плеяды молодых учителей, она оказывается по плечу. Могу с полной уверенностью и ответственностью заявить, что мне повезло с учителями. Абсолютно все из них были, на мой взгляд, подлинными профессионалами своего дела, умевшими интересно подать материал и доступно излагать самые непростые темы. Помимо профессиональных, они обладали и замечательными человеческими качествами. Конечно. Я сужу в первую очередь по себе, и, не исключаю, отчасти не объективен, Просто так вышло, что ко мне все учителя всегда относились максимально хорошо, душевно. Можно даже сказать, любили, и случалось – чего греха таить – ставили мне не совсем заслуженные оценки. Ту же физику, например, объективно на отлично я никогда не знал, и тем ни менее исправно получал по ней только четвёрки и пятёрки. Впрочем, следует признать, я был для учителей почти идеальным учеником – дисциплинированным, старательным, прилежным, ответственным. В общем, без ложной скромности, мечта любого учителя. Так что любовь педагогов ко мне возникла отнюдь не на пустом месте.
А кроме учителей, в общем-то, отметить особо и нечего. Да, были одноклассники, с которыми мы приятельствовали, и многие из них были вполне неплохими ребятами, но жизнь нас давно развела, и ни по кому из них я абсолютно не скучаю. А вот по учителям скучаю, и даже очень. Может, и не по всем, но по очень многим точно. Почти никого из них я не видел на протяжении этих двадцати лет, да и, собственно, в некогда родной школе за эти годы я был считанное число раз. Может быть, и очень зря. Но что поделать? Такова жизнь…