В нашем обществе принято считать, что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев. Однако если мы каждый раз сдерживаем эту эмоцию и не даем ей выхода ни в какой форме, то мы превращаемся в "копилку гнева", а это уже сродни бомбе замедленного действия. Когда ваша копилка будет полна, то "излишки" гнева выльются либо на случайно подвернувшегося под руку человека, либо истерикой и слезами, либо начнут "откладываться" в самом человеке, приводя к различным проблемам со здоровьем. Как можно при нашей нервной работе научиться сдерживать свой гнев? Как не стать агрессивным?
Заставьте себя говорить спокойным голосом в момент ярости, даже тише чем обычно. Ведь прислушиваются к тому, кто не орет во все горло, а спокойно вещает, привлекая еще большее внимание к своим словам (проверено на практике - помогает). И еще: знать как научиться сдерживать гнев, еще не значит уметь это делать. И никто Вам не советчик, надейтесь только на свою волю, хладнокровие и мудрость.
Чтобы управлять своей агрессией необходимо сначала выявить ее уровень. Для этого в психологии существует множество тестов на тревожность и агрессивность. Вообще агрессию рассматривают как неотъемлемую часть гомеостаза человека. Гомеостаз — это нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе и агрессия, в данном случае, представляет собой инструмент психической саморегуляции. Поэтому имеет смысл говорить уровне агрессии. И если она превышает нормативный возрастной порог, то естественно провоцирует деструктивное поведение. Выделят ряд личностных особенностей, влияющих на развитие агрессивности: Склонность к импульсивным повадкам; Эмоциональная восприимчивость — склонность испытывать чувство неудовлетворенности, ранимость, дискомфорт; Вдумчивость (инструментальная агрессия) и рассеянность (эмоциональная агрессия); Враждебная атрибуция — интерпретация любых неоднозначных стимулов как враждебности. Приемов профилактики просто море: аутотренинги, спортивные занятия, сказкотерапия, наличие хобби и т.д.
А я всегда вспоминаю нашего "маленького Сэма", я работала в лагере, у нас был парнишка, фотограф, мы его звали Сэм, никто не видел никогда его в дурном настроении, никогда никому он не ответил ни разу грубо, какая бы ни была критическая ситуация. Однажды я его спросила: "Сэм, ну неужели у тебя не бывает плохого настроения? Неужели тебе не хочется сорваться на других, когда тебе плохо?" И знаете, что он мне ответил: "Конечно, бывает. Только разве другие виноваты, что мне плохо?" И в его глазах было искреннее недоумение, что я этого не понимаю...
Каждый конфликт носитнеповторимый, индивидуальный характер и часто сопровождается агрессией. Постарайтесь разрешить конфликт, не привлекая третьих лиц (директора, завуча, школьного психолога, классного руководителя, родителей). Может быть, вскроется какая-то причина, о которой вы не знали.
Мне нравится притча о гневе. Она очень поучительна. Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.