Воспитание из всех святых дел самое святое. Феофан Затворник.
В требованиях ФГОС отмечено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Духовно-нравственные основы воспитания направлены на формирование представлений о базовых национальных ценностях российского общества: сам человек, патриотизм, семья, труд, вера, духовность, толерантность. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются его умственными усилиями.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Реализуются образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся. Усиление воспитательной функции школы состоит из совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых. Воспитание идёт неразрывно во всех видах деятельности.
Духовное развитие личности невозможно без привития любви к Роди-не, патриотизма, чувства гордости за свою школу, класс. Уже с первых уроков обучения в школе дети знают символы России. Классный час «Мы граждане России», посвящённый дню Конституции, вызвал у ребят оживление, когда из полосок разных цветов составляли Российский флаг. Дети узнали, что означают эти три цвета.
Мероприятие «Россия – Родина моя и твоя» побуждает к уважению к государственным символам, ответственности за будущее России.
На уроках литературного чтения в поэтических произведениях 4 класса И.С. Никитина «Русь», С.Д. Дрожжина «Родине», А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…» при воспроизведении стихотворений передают авторское отношение, передавая чувство гордости за своих предков. Составляют рассказы, передавая глубокие чувства и отношение к своей малой Родине.
Таким образом, идет привитие патриотизма.
Во внеурочной деятельности продолжается выработка этой линии поведения. Проводятся экскурсии к памятнику павшим солдатам, «Вахта памяти», «Смотр песни и строя». Этические беседы превращаются в темы проектов «Славные сыны родного края», «Отважные герои России». Выпускники нашей школы принимали участие в боевых действиях в Чечне Фрицковский Сергей, Грищенин Анатолий. Они являются желанными гостями в нашей школе. Рассказы старших товарищей скуповаты, вероятно, не отошли души приглашенных от переживаний, но дети очень живо реагируют на воспоминания, всегда задают много вопросов.
Постепенно складываются традиции школы. В начале и в конце учебного года проводится с детьми массовая прогулка на природу. Одновременно ведется разъяснительная работа по экологическому воспитанию. Ученики наблюдают за природой, деревьями. Они замечают, что с годами экология становится скуднее, от пожаров исчезают муравейники, около деревни ведется вырубка леса, страдают деревья, животные. Дети сожалеют при виде природы в таком состоянии. Все ребята активно принимают участие в сборе веток. Ежегодно ребята проводят рейды по чистоте села. Привлекаются все неравнодушные жители. Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков. Для создания в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки обучающихся проводятся различные мероприятия, классные часы «Что такое милосердие?», «Спеши делать добро», «Что такое дружба?», «Добро и зло». В сюжетно-ролевых играх для младших школьников по темам «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Учимся общаться» (закончи фразу), «Вежливые слова» предлагаются ситуации разговора по телефону, сценки, решить этическую задачу, например, как поступить в данном случае: набирая номер телефона, случайно, попадаете в чужую квартиру. В каком случае вы звоните другу, как часто?
Для совместного знакомства и обсуждения с родителями предлагаю примерные списки книг, мультфильмов, художественных фильмов, примерные темы к размышлению для этических бесед: отзывчивость и доброта, дружба – это…, зачем быть вежливым?
Регулярно ведется работа по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья учащихся, что является одной из важнейших задач. Дети любят подвижные игры, соревнования. С удовольствием принимают участие в спортивных соревнованиях «Если хочешь быть здоров», «День здоровья». Участвуют в осеннем кроссе. Проводятся беседы о закаливании организма, об укреплении здоровья. На всех уроках имеют место физкультурные паузы, связанные с укреплением зрения, со снятием физической усталости. Классные часы «Правила личной гигиены» помогают ребятам в составлении своего распорядка дня, соблюдению правил личной гигиены.
Наши дети – наследники богатейшей культуры. Мы живём в немецком селе и изучаем немецкие традиции и культуру своего села. Изучение немецких обычаев и традиций позволяет школьникам почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость этой культуры, понять, в чем ее уникальность. В нашем селе построена церковь. Проповедник, Пуц Василий Гербертович, рассказывает ребятам и родителям о смысле обрядов, о церковных таинствах, о Заповедях Господних, о взаимоотношениях между детьми и родителями.
Организована работа кружка духовно-нравственной направленности, который помогает вести служители церкви, основной целью которого является воспитание духовности. Дети читают поучительные рассказы, рисуют, лепят, делают поделки, прослушивают аудиозаписи, ставят кукольные спектакли. В течение года проводят праздники: Рождество Христово, Пасха, Троица, праздник Урожая. Знания, получаемые воспитанниками во внеурочное время, позволяют осуществлять межпредметные связи со всеми образовательными предметами, изучаемыми в начальной школе. Это делает возможным создание единой образовательно-воспитательной системы, которая позволит приобщать ребенка к духовным ценностям, воспитывать в нем высокую нравственность, ориентировать его на социально-значимую деятельность.
Я убеждена, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, все мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли». Н.И. Пирогов.
Спасибо за программу. В 2016 году участвовала в конкурсе таких программ и заняла 1 место. Попробуйте тоже свои силы в конкурсной деятельности, Валентина Владиславовна!