Это небольшое размышление является продолжением статьи о ветеране Великой Отечественной войны Чудиной Антонине Георгиевне. Только здесь речь пойдет об эпизоде из мирной жизни.
Свои воспоминания в предыдущей статье Антонина Георгиевна Чудина закончила фразой: «Я очень счастливый человек». Но радость жизни – это не только счастливое прожитое, настоящее, но и связь со своими жизненными корнями. То, что скрепляет одно поколение с другим, то, что позволяет оставить добрую память о себе. Это, конечно же, воспоминания о наших дедах, прадедах. Недавно я столкнулась с тем, что некоторые ребята моего класса, к сожалению, не знают, кто из их родственников был участником Великой Отечественной войны. Возможно, и многие факты биографии близких родных тоже скрыты завесой времени и отсутствия интереса детей... Отчего-то стало грустно, мне кажется, что эти дети чем-то обделены. Хочется верить, что у них есть еще время исправить эту ошибку. Пусть примером им послужат воспоминания Антонины Георгиевны Чудиной, которыми она щедро поделилась с нами.
«Начну с дедушки. Где и когда родился дедушка, я не знаю. Знаю только, что родился он в богатой семье. Был грамотным, с исключительно ровным красивым почерком. Работал урядником при тогдашней полиции. Имел жену и пятерых детей: Нюру, Петра, Леню, Прохора и Тоню. Жена у него умерла рано, и он долго не женился, хотя невест было навалом. Старшая дочь Нюра (она же Анюта) растила братьев и сестру. Потом дедушка все же привел в дом жену бездетную. Сам он часто по службе бывал в разъездах, оставляя жену и детей одних. В то время было раздвоение власти: белые и красные, богачи и крестьяне. Однажды дедушку арестовали, посадили в повозку и повезли на расстрел. В конце одной деревни повозка остановилась у одного дома передохнуть. Хозяин этого дома знал дедушку и спрашивает его:
- Куда вас везут, Василий Осипович?
- На расстрел.
- За что, Василий Осипович?
Солдаты услышали имя дедушки и спрашивают: «Разве это не Осип?» Хозяин говорит: «Это Василий Осипович». Солдаты повернули лошадей опять в уезд. Дедушка был освобожден.
Однажды белые гнались за красным командиром. Он забежал во двор дедушки и спрятался на подловке дома за трубу. Дедушка знал, где спрятался красный. Дедушка сказал им: «Ищите». Стали искать в сарае, в погребе, в подполе, в чулане и хотели лезть на подловку. Дедушка говорит: «Я сам полезу туда». И полез. На подловке видел красного за трубой и кричит: «Здесь нет никого!». Солдаты ушли. Краснов – фамилия командира, поблагодарил дедушку за спасение его жизни и ушел. Дедушка задумал и перешел на сторону красных. Он и у красных был писарем. Однажды он задремал и услышал заговор солдат убить деда. Н кто-то об этом сообщил командиру. Краснов пришел и строго приказал не трогать деда. Со временем беляки были разбиты, красноармейцы были распущены, царская власть была свергнута. Власть полностью перешла в руки рабочих и крестьян».
Простым, доступным языком написано то, что стало и трагедией, и переломным моментом в жизни дедушки Антонины Георгиевны. Можно даже сказать, еще одна страничка к учебнику истории о жизненном выборе. Для кого-то это просто история, а для Антонины Георгиевны Чудиной – это память. Обычный тетрадный листок в клеточку, исписанный с обеих сторон уже не держащей твердо ручку рукой, но ты держишь в руках этот истертый временем предмет и понимаешь, что он излучает добро, что это та ниточка, благодаря которой идет связь поколений. Каждый человек, по словам Д.С. Лихачева, может сделать что-то доброе: «Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе».
Надежда Царакова
|