Новые ФГОС внесли в учебный процесс много нового. Одним из таких нововведений является портфолио – целенаправленная коллекция результатов учащихся, которая демонстрирует их достижения в различных областях.
В работе над портфолио очень важным является взаимодействие между учителем и учеником. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым: ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку. От него требуется самооценка в процессе обучения. Ученик с родителями работает по оформлению своего портфолио. Учитель помогает и консультирует ученика при оформлении портфолио. Работа с портфолио делает учащихся активными участниками процесса обучения. Портфолио является мотивирующим фактором обучения, потому что все время демонстрирует процесс учащегося и показывает, что нужно делать для дальнейшего продвижения вперед.
Так, что мое мнение портфолио достижений ученика необходимо как самим ученикам, так и учителю. А Ваше мнение?
Говорят, что портфолио станет необходимым при поступлении, своеобразным приложением к результатам ЕГЭ. Только мне жаль учителей начальных классов, которые работают до посинения по этим ФГОСам, в том числе и над оформлением портфолио ученика, до которых нет дела ни родителям, ни ученикам.
Может быть и станет когда-то приложением к результатам ЕГЭ, но в этом году точно нет. У меня сын в 11 классе, на собрании сказали, что при поступлении в ВУЗ портфолио прикладывать не нужно, оставьте их для себя. А дела до портфолио у родителей, действительно, нет.
Ну почему же нет дела ни родителям, ни ученикам? Как раз на плечи родителей ложится большая часть работы по составлению портфолио, поскольку дети в начальной школе еще не все могут сделать так, как это требуется.
Было интересно прочитать на той ветке мнения коллег, но вопрос там обсуждался иной: какое наполнение оно подразумевает? Что вы предлагаете своим ученикам вкладывать в личную папку? С какого класса начинаете оформлять?
Мы работаем с 1 класса. Даю родителям образец оформления, оговариваю, каким должно быть содержание. Дальше они работают сами. В содержании есть сведения об ученике, его семье, интересах. Заполняем таблицу успеваемости, техники чтения. Есть таблицы, куда дети вносят свою занятость в кружках и секциях, участие в конкурсах, олимпиадах. Отдельный раздел предназначен для сбора наград. Желающие добавляют лучшие творческие работы или их фото. Портфолио получаются у всех разные. В начальной школе всё зависит от заинтересованности родителей. Многие стараются. У кого -то портфолио остаётся пустым. У нас сейчас работа с портфолио ведётся и в детских садиках.
Основная работа ляжет на плечи классных руководителей, так как многим родителям на все наплевать, они месяцами в дневниках не могут расписаться, о чем мы говорим... особенно достается учителям начальных классов!
К нам дети приходят уже подготовленные в отношении того, как собирать портфолио (5 класс и выше). Да и дети уже более самостоятельны, могут сами решить, что они хотят вкладывать в портфолио, а что нет. Но основные направления (или разделы) мы обсуждаем и с родителями, и с детьми.
Мои дети, дочь и сын, собирали портфолио с 3 класса, имеют в активе от 473 до 519 наградных материалов разного достоинства, при поступлении в ВУЗ и дочери, и сыну сказали, что все это можете хранить для потомков, а нам это не нужно и прибавили, что рады за них(были заняты делом и не было времени на глупости). С этого момента я стараюсь своих учеников не напрягать участием в конкурсах и олимпиадах, только в тех, которые им интересны. А баллы по ЕГЭ никогда не сравнятся с портфолио.
Но все же портфолио вести и нужно, и интересно (хотя бы для того, чтобы показать потомкам и не было времени на глупости). В нашей школе разработано Положение о Портфолио ученика, согласно которому утверждены разделы Портфолио и требования к оформлению. Ведем с 1 класса. На основании Портфолио подаем документы на награждение грамотами от Администрации города (там еще и плюс денежная премия). Так что стимул есть.
Да, получали и муниципальную премию года, и региональную премию молодежи. Но сколько сил и бессонных ночей, не говоря уже о затраченных средствах на поездки и сами работы(одна поездка в Обнинск 19000 на неделю).
В свое время с сыном собирали портфолио, сейчас он на 4 курсе учится в университете. Однажды мне сказал: "Мама, портфолио сохрани, я буду показывать его своим детям и рассказывать чем занимался в школе и где участвовал." В принципе неплохая идея хозяина портфолио для будущего семейного воспитания.
Я своим детям собирала портфолио, когда еще этого слова в ходу у нас не было. Сын поступал на филологический-на журналистику.Как оказалось - там творческий конкурс, должно было быть портфолио. Оно и было!!! Пригодилось. У меня, как родителя, даже вопрос не возникал: нужно ли оно. И даже, если бы в институтте не нужно было, все равно бы собирала. Для потомков, ради интереса
Сегодня была на собрании у сына, там выступали представители из технического ВУЗа. Говорили о том, что если при поступлении у учащихся будут одинаковые баллы, то будут рассматриваться портфолио детей, значит всё таки не зря собирали!.
Собирать официально портфолио ученика стали при переходе на ФГОС НОО. Но и раньше, некоторые родители собирали папку достижений своих детей. Это важно именно для них. Я с уважением отношусь к словам молодого человека "Мама, портфолио сохрани, я буду показывать его своим детям и рассказывать чем занимался в школе и где участвовал."
Постоянно ребятам говорю о портфолио. Но поступившие выпускники говорят, что никому за последние пять лет портфолио не пригодилось. Только у одного мальчика, поступавшего в военное училище, спросили Почетные Грамоты.
В начальной школе ведение портфолио действительно ложится тяжким бременем на плечи учителя. Но наша задача детей научить. Папки хранятся в классе. Что нам мешает устраивать смотры портфолио раз в месяц? Неофициально, просто выставив на партах. В конце четверти или года считаем баллы, награждаем активных. Дети с удовольствием раскладывают там свои работы, награды. Может быть кому-то и самооценку поднимет. А про ВУЗ что нам думать, раз там все так стремительно меняется.
У нас на уровне школы принят целый документ, какой должен быть портфолио. Но, чтобы не хотели мы, родители сами смотрят: "Нужен ли нам портфолио? Стоит ли участвовать в конкурсах? "