Листать «Розничный Прейсъ-курантъ товарищества парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова» (ок. 1913 г.) сегодня и интересно, и грустно. Интересно потому, что как бы окунаешься в атмосферу начала XX века, пропитанную всевозможными ароматами благовоний, кремов, мыла, шампуней, усердно рекламируемых в условиях конкуренции рынка. Грустно же из-за того, что сегодня те оригинальные природные ароматы, в большинстве своём, уступили место химическим ароматизаторам. Данная фирма, гордясь своей продукцией, предостерегала покупателей: «Во избежание многочисленных подделок, которым постоянно повергаются наши изделия, в особенности наши специальности, мы просим обращать внимание на…» и так далее. При желании по таблицам можно было сравнить результаты химических анализов продукции фирм-конкурентов и рекламодателя, хотя преимущества во всем, как и следовало ожидать, на стороне последнего. Одних только наименований одеколонов в прейскуранте около двухсот. Отдельные до сих пор бывают в продаже – «Шипр», «Ландыш», «Жасмин», «Идеал»… Думаю, с названием сохранились все достоинства изделий. О достоинствах «Букета императрицы», «Одеколона артистов», «Вэра-Виолет» и других можно лишь гадать. Наравне с содержимым рекламируются тут же флаконы, мыльницы, коробки; щётки для зубов, ногтей, усов; зеркала, гребешки, маникюрные наборы… Хотелось бы верить, что крем «Метаморфоза» действительно помогал «от веснушек и загара», «Чистотел» – «от угрей», «Ко-хи-ноор» – «от появления сыпи», мыло «Радиум» «прекращает выпадение волос и уничтожает перхоть придает волосам блеск и шёлковистость…» Если бы не одно «НО»! К наиболее радикальным и научно рекомендованным способам удаления волос фирма А.М. Остроумова относит… «удаление волос рентгеновскими лучами». В разделе «Рентгенизация волос» читаем, что метод обладает следующими преимуществами: «1) Совершенно безболезненное удаление волос; 2) Удаление волос сразу большими участками; 3) Удаление волос без образования струпьев, воспалений и проч.; 4) Чистота и безопасность лечения; 5) Удаление волос навсегда». Вот и верь рецептам давно минувших дней без доскональной проверки! Впрочем, вдумчиво относиться надо и к сенсационным новинкам наших дней. Александр ФЕДОНИН, историк