НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Вера Николаевна, спасибо за тренажёры! Уже не знаешь, как выработать почерк у бо...
Ирина Евгеньевна, спасибо за такую красоту! Очень нужно и своевременно!
Любовь Николаевна, спасибо за внимание к работе и добрые слова комментария! Буду...
Очень интересная викторина! Оформление прекрасное! Обязательно воспользуюсь. Спа...
Вера Александровна, какой огромный труд вложен в проект! Я просто в восторге от ...
Вера Александровна, спасибо, что поделились! Очень понравился Ваш творческий про...
Спасибо, Ирина Евгеньевна, за флажки! Яркие, красивые!
ОНЛАЙН
Gavrilov_SA

НА РУКОВОДСТВО НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ

Блог fedonin50

Читая народные русские сказки по-сказочному воспринимаешь слова: «царь-батюшка», «царица-матушка». Лишь ознакомившись с архивными документами начинаешь осознавать, что сказка – от слова «сказ», «сказание» – таит в себе немало истин давно минувших дней. Верьте, аль не верьте, а монархи многих государств (Россия – не исключение) с детства воспитывались как будущие отцы отечества, обязанные заботиться о нём, а, следовательно, о своих подданных. Прилично же воспитанные подданные, в свою очередь, видели в монархе заботливого покровителя, защитника, благодетеля. От покровителя же ожидают всевозможной помощи, а то и просят её без всяческого зазрения совести. Одни просят: «Защити», другие – «Помилуй», ну а иные – «Дай!». И, как правило, ни одна просьба не оставалась без ответа.

Возьмём для примера Россию в годы правления Павла I (1796-1801). В случае согласия царя исполнить чью-то просьбу, заявитель получал об этом индивидуальное оповещение, а все высочайшие отказы публиковались на первых (!) страницах единственной официальной газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Кстати, при этом государе было решено остепенить особо надоедливых просителей путём введения карательной санкции, которая гласила, что «всяк, дерзнувший по двукратной просьбе ещё утруждать Его Императорское Величество, имеет быть посажен в тюрьму на месяц».

Чтобы прочувствовать в минимальной мере взаимоотношение Павла I с верноподданными попрошайками, достаточно прочитать некоторые его колкие иронические резолюции на «недостойные» прошения, опубликованные в ряде номеров газеты за 1798–1799 годы. «Батюшка»-царь и при отказе не упускает возможности дать нравоучение побеспокоившим его. Во всяком случае за назидательным тоном не чувствуется безразличия, о которое можно споткнуться сегодня в той же ситуации.

Итак, познакомимся лишь с некоторыми финансовыми отказами, сохранив языковой стиль конца XVIII века. «Инвалидному унтер-офицеру Козлову, просившему о прибавке чего-либо к получаемому им жалованью, отказано и велено располагать содержание своё по мере его жалованья». «Иностранцу Визнеру, просившему денежнаго вспоможения на предлежащий дальний путь, объявляется, что путешествовать может по мере возможности своей». «Двум сёстрам, девицам Елисавете и Катерине Штерлиным, просившим пособия в неимуществе их, объявляется, что им временное вспоможение уже сделано, а больше ничего оне не заслуживают». «Жене отставленнаго на инвалидное содержание флотскаго комиссара N.N., просившей монаршей помощи на воспитание детей ея, отказано для того, что из жалованья мужа своего должна их и воспитывать». «Вдове капитана Литтер, просившей монаршаго подкрепления в бедном ея состоянии, откзывается по маловажности службы мужа ея». «Выключенному из службы капитану Ушакову, просившему о пропитании, объявляется, что онаго подобным ему не даётся».

Очень часто к царю обращались бедные невесты, прося дать пособие на замужество: «Девице, дочери комендора Рябинина, просившей на приданое, отказано, а девице, дочери флотскаго комиссара Шилова, просившей такой же милости, дается знать, что она от щедрот монарших получит на приданое награждение тогда, когда представит, кто ея жених». Другим девицам, в том числе «достигнувшей двадцатилетняго возраста и по бедности своей не могущей вытти замуж», было объявлено, чтобы они «тогда испрашивали на приданое, когда будут женихи, представя об них свидетельства».

К государевой помощи прибегали также и должники, просившие «монаршаго вспоможения» на уплату долгов. «Мастерской жене Тимофеевой, просившей на оплату 85 рублей долгу ея, отказано, поелику, видя себя не в состоянии заплатить, не долженствовала входить в оный». «Вдовам флота капитана Волоцкой и губернскаго регистратора Строжевой, просившим на заплату долга их монаршей милости, отказывается, потому что всяк обязан долги свои сам оплачивать». «Жене купца Пантелеева, просившей монаршей милости на выкуп заложенных ею вещей, как в прозьбе пустой, отказано».

Иной задолжавшей женщине, «просившей о покупке в казну дома ея на уплату долгов, отказано, поелику казна в доме ея надобности не имеет».

Некоторые доходили даже до того, что не только просили у императора денег на «заплату долга», но даже дерзали просить у него взаймы. Так, некий иностранец Рихтер просил в долг 500 рублей – и получил отказ. Другой проситель ходатайствовал «о сделании ему на три года какой-либо денежной ссуды», но тоже получил от ворот поворот.

Отказано было «по ненадёжности в возвращении» и «витебскому мещанину Давидовичу, просившему заимообразно 1.000 рублей». Ничего не перепало даже «бывшей ея высочества государыни великой княгини Марии Павловны кормилице Сергеевой, просившей о монаршей помощи на поправку дома ея... поелику она, награждена будучи монаршими щедротами и содержанием изобильным, должна тем довольствоваться».

В нужде пребывали и доносчики, но зачастую получали свои прошения обратно «с наддранием» и со взысканием весовых денег, как это случилось с губернским секретарем Мануеловым, после того, как он подал прошение «об удовлетворении его за донос на помещика Харкевича». Подобная участь со взысканием ждала и отставного придворного лакея Мозгалевского, просившего «о награждении его классным чином и об определении его к статским делам».

Не все измеряют счастье деньгами. На высочайшее имя приходили прошения и служебного характера (о поступлении на службу или увольнении с неё…), и выездного (выезд за границу был почти невозможен как россиянам, так и пожившим в России иностранцам), и проектного (внедрение всевозможных, даже невероятных по своей нелепости, идей)…

А почему бы Отца Отечества не просить стать и крёстным отцом новорождённого? Но не тут-то было! Дел у монарха и без того предостаточно, потому «парикмахеру Михайлову, просившему о восприятии от купели сына его», было объявлено, что «прозьба его оставлена без всякаго внимания», как и подобная просьба капитана Карпова.

А теперь давайте на несколько строк перенесёмся из XVIII века в современное общество, живущее, на беглый взгляд, без царя в голове. Только вот если приглядеться...

В сказках многих народов главные герои добиваются победы или иного благополучия личным трудом. Даже если взять «Кота в сапогах». Кот, а именно он главный герой, в поте лица, нет, – в поте морды добивается благополучия хозяину. А у славян Щука вкалывает, а «героем» считается Емеля, который ожидает на печи результатов её труда «по своему хотению». В других случаях, точнее – сказках, героям пособляют Золотая Рыбка, Серый Волк, Конёк-горбунок... Вот и сидит в генах славянина вера в доброго царя, который всё уладит, преподнесёт готовенькое.

Что ж с того, что не стало над мужиком царя? Его сменили всемогущие вожди, генсеки, президенты... И ждал народ от них подачек, ворча в очередях, трамваях или на кухне: «Хрущёв пообещал к 1980-му году коммунизм, а не выполнил», «Горбачёв не сдержал слово, будто каждая семья получит к 2000 году отдельную квартиру», «Жириновский так и не предоставил каждой одинокой бабе по мужику»... И как мало тех, кто надеялся и продолжает надеяться на свои силы по принципу: «только бы не мешали, я сам добьюсь цели».

P.S. Подробней о прошениях к императору см.: Никонов Б.П. Из нравов Павловского времени. // Историко-литературный журнал «Исторический вестник», том сотый, июнь 1905. Издатель А.С. Суворин.

Александр ФЕДОНИН,
историк. Донецк



ссылки
Новые записи:
Народный праздник День жаворо... (0)
Со Всемирным Днем Поэзии вас,... (0)
20 марта – Международный день... (0)
Тёплых эмоций и замечательног... (0)
Только первым быть непросто... (0)
4 марта – 120 лет со дня рожд... (0)
Тридцать лет, которые потрясл... (0)
Про добро, неравнодушие и отв... (1)
Незабываемый отпуск на остров... (4)
Важный праздник — День защитн... (0)
729
3
Русалка
#1 | 05.04.2019 | 20:42 | 1 [Материал]
"В сказках многих народов главные герои добиваются победы или иного благополучия личным трудом. А у славян... Вот и сидит в генах славянина вера в доброго царя, который всё уладит, преподнесёт готовенькое".
Согласна, это наш менталитет, кстати, цари/царьки и "всемогущие вожди, генсеки, президенты" не исключение, только, наверное, надеются на бога. Правда, судя по делам, они от него явно далеки!

vikusik46
#2 | 06.04.2019 | 18:54 | 1 [Материал]
Интересная аналогия, мне понравилось, согласна насчет славян.

fedonin50
#3 | 06.04.2019 | 19:12 | 0 [Материал]
Коли так, то надо продублировать как статью...




БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора [email protected]


Нашли ошибку?
Выделите ошибку мышью
и нажмите Ctrl+Enter (?)
Наши соцсети