НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Раиса Поликарповна, спасибо Вам за внимание к работе и добрые слова! Рада Вас ви...
Любовь Николаевна, спасибо большое за добрый комментарий!
Благодарю Вас, Оксана, за внимание к игровому ресурсу и добрые слова комментария!
Спасибо, Зоя Андреевна, за красивые шаблоны для создания презентаций!
Наталья Александровна, третий вариант у Вас также интересен, как и предыдущие. С...
Наталья Васильевна,спасибо Вам огромное за Ваш труд! Презентации очень содержате...
ОНЛАЙН
Vilipova, Марина36

Песня "КАТЮША" во всемирной паутине

Блог fedonin50

ПЕСНЯ «КАТЮША» ВО ВСЕМИРНОЙ ПАУТИНЕ

или

ВЫХОДИЛА, ПЕСНЮ ЗАВОДИЛА...

Не секрет, что имярек Интернета – это «всемирная паутина» «информационная свалка» и т.п. Будучи историком, не верю Интернету (во всяком случае с первого раза), ибо об одном и том же событии масса противоречивой информации – разнятся даты, имена, тексты... Цензуры-то нет.

В год 75-летия Победы с учительским рвением проявил желание подготовить сообщение о песенке «Катюша», творцами которой являются поэт Михаил Васильевич Исаковский и композитор Матвей Исаакович Блантер. Здесь без разночтений. А вот её первое исполнение датировано то 21-го (http://a-pesni.org/ww2/oficial/katjucha.php), то 27-го (https://rounb.ru/news/istorija-pesni-katjusha, http://redstar.ru/katyusha-nasha-pesennaya-dusha), то 28-го (https://ru.wikipedia.org/wiki/Катюша_(песня)) ноября 1938 г. Без серьёзных ссылок. Как в школе – двоечник скатал на перемене у троечника.

Додумался: коль премьера состоялась в дни Декады советской музыки на первом концерте Госджаза СССР, то событие не могли не отразить в прессе! И нашёл! «Вечерняя Москва» за 29.11.1938 и «Советское искусство» за 04.12.1938 публикуют по свежим следам анализ этого концерта, состоявшегося именно 28-го ноября в Колонном зале Дома Союзов. Даже «Правда» (29.11.1938) в коротенькой заметке «Декада советской музыки» оповестила аж десятью строчками, что «...вчера дал свой первый концерт недавно созданный Государственный джаз Союза ССР...».

Первыми исполнителями «Катюши» на сайтах «паутины» числятся либо трио Вера Красовицкая, Георгий Виноградов и Всеволод Тютюнник; либо Валентина Батищева. Где истина?

Очередная страница Интернета публикует воспоминание М.И. Блантера: «Когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов. Никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела “на бис” эту песню». Кратко, но весьма загадочно.

Если слова не приписаны Блантеру сторонними «доброжелателями», то: «после всей нашей программы» – значит, выступала самой последней. В те времена ещё не родилась мода «лучшее, важное демонстрировать на завершающем этапе» (вспомним мысль Штирлица – сказанное в финале запоминается наиболее ясно из всего разговора). И Чайковского, и Рахманинова джаз исполнил среди первых. «Катюша» явно не считалась более весомым творением, чем прочие звучавшие. Это через годы, через расстоянья мы оцениваем её мировую(!) популярность, следуя пророчеству Шота Руставели: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны».

Ещё выделим в тех же строках: «на сцену вышла эта девочка». Значит, не трио, а одна солистка! Фамилия, имя или инициалы Блантером не упомянуты. Казалось бы, ею могла быть только Батищева. Но здесь непредвиденное НО: автором статьи «Государственный джаз Союза ССР» В. Князевым в упомянутой «Вечерней Москве» сказано, что «Песенки Блантера “Девичья печальная” и “Катюша” заслуженно приобретут популярность у нашей молодёжи. Хорошие слова Суркова и Исаковского и хорошая музыка запоминаются слушателями, несмотря на то, что исполнение этих песен солисткой Ельчаниновой находится не на высоком уровне». Бац! Ельчанинова! Написавший заметку «Первый концерт» (газета «Советское искусство», 04.12.1938) Марк Коган альтернативно сообщает, что на него «вполне хорошее впечатление произвела солистка Ельчанинова». Здесь рядом с Ельчаниновой отмечены «способный эстрадный певец Михайлов», использованный «не в своём жанре», «и, конечно, огромным успехом пользовался заслуженный артист Козловский». Ни в одной из этих газет нет ни слова о В. Батищевой, В. Красовицкой, Г. Виноградове (тенор, с 1937 года – солист Всесоюзного радио, ставший солистом Госджаза в грядущем 1939-м г.) и В. Тютюннике (оперный бас!).

Ошибки двух корреспондентов, напечатанные сразу же после события? Едва ли. У них, как должное, под рукой блокнот для записей либо программка мероприятия, а чаще то, другое и прочее. Кстати, в декабре того же года в Москве проходил всесоюзный конкурс вокалистов и ко второму туру были допущены 24 человека, среди которых оказались лишь двое из ранее упомянутых: Г.П. Виноградов и забытая ныне Л.П. Ельчанинова («Советское искусство», 24.12.1938).

Наконец, «она трижды пела “на бис” эту песню» – не грешно ли это воспринять некий дифирамб Блантера своему творению, завоевавшему всеобщую любовь? А тогда в зале и за его пределами шёл 1938-й год. Был ли столь раскован зритель, чтобы трижды вызывать Ельчанинову с «Катюшей», а не именитого тенора-орденоносца Козловского? Ведь «всяк сверчок знай свой шесток»! За кулисами и среди зрителей было немало именно тех, кто решал что можно и сколько можно. Хвалить, нет, восхвалять разрешалось иные направления.

К примеру, третьего декабря, когда «Известия» и «Вечерняя Москва» подводили итог декаде, слово «джаз» не упомянули и в помине. Что превозносила с повторами в соседних абзацах «Вечерняя Москва» в статье «Декада советской музыки»? Это «пятая симфония и квартет Шостаковича, симфоническая поэма о Сталине, написанная Хачатуряном, симфония Мурадели, посвященная Кирову, “Концерт для оркестра” Энке, концерт для скрипки Мясковского, виолончельный концерт Прокофьева, концерт для арфы Глиэра; оперы “Чапаев” Мокроусова, “В бурю” Хренникова, “Дума про Опанаса” Юровского, “Декабристы” Шапорина, “Мастер из Кламси” Кабалевского, “Любовь Яровая” Энке; песни “Если завтра война” Покрасса и “Брат за брата” Прокофьева (из оркестровой сюиты “Песни наших дней”)», потому что «все эти произведения народны не только по своей тематике, но и по принципам мелодико-гармонического развития; их глубокая народность сказывается в той верности изображения типических явлений жизни, которая и составляет основной признак подлинно народных, истинно-художественных созданий искусства», ведь «насколько повысился идейный уровень советской музыки, как возросло мастерство многих наших композиторов». Куда там «Катюше»! Да, если б кому-то на концерте трижды «пробисовали», то пресса воспела бы это как шикарное исполнение замечательного творения, или заклеймила позором дилетантов в зрительном зале.

И всё же справедливо допустить, что «Катюшу» и иже с нею вызывали на бис. НО... на концерте, состоявшемся месяцем позже. Это требование публики как раз зафиксировано в «Советском искусстве» (28.12.1938) в заметке «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОСМОТР ДЖАЗА СОЮЗА ССР»: «26 декабря в Большом зале консерватории состоялся организованный Клубом мастеров искусств общественный просмотр первой программы нового государственного музыкального коллектива – джаза Союза ССР. На просмотре присутствовали работники искусств Москвы... Концерт прошел с исключительным успехом. Большинство номеров обширной программы джаза повторялось по настоянию слушателей». Коль повторена первая программа, то могли выступать прежние участники. Но могли и «дублёры» (Батищева, Красовицкая...)? Поводом для такого суждения стали и возможная зимняя простуда музыкантов и солистов, и участие Ельчаниновой в конкурсе вокалистов (второй тур начинался 25 декабря в Малом зале консерватории). А истина где-то витает.

Вернёмся к нашим анализам.

В переписываемых друг у друга «легендах» блогеры упоминают, что первой пропела «Катюшу» на зрителях Лидия Русланова. Она, якобы, услышав песню на репетиции Госджаза, благодаря великолепной памяти исполнила её на своём концерте. При отсутствии в СССР закона об авторских правах это было допустимо, но есть очередное НО... Предположим, Русланова запомнила и слова, и мелодию. А как обстояло с музыкальным сопровождением? Баянисты играли без нот? Или они тоже ходили на чужую репетицию и вникали, как их солистка? Или Лидия Андреевна исполняла а капелла? Подробностей нет! Только реплики: «говорят», «вроде бы»... Прямо-таки как у Терезы Мэй: «highly likely» и баста!

Как историк пытаюсь нутром ощутить всякую ситуацию. Вновь-таки напомню, что над всеми, как Дамоклов меч, висел 1938-й год. Учёт, плановость, подозрительность, враги народа, Гулаг, 10 лет без права переписки, ВМН, регулярная ревизия топонимов... Но не без рекордов (зачастую постановочных).

Когда всё подотчётно, а шаг влево, шаг вправо от намеченной линии – расстрел, то и на концертах вольность исполнителей была бы непозволительной. Наблюдать было кому. Перед концертом, уверен, организаторы составляли, согласовывали, утверждали мокрой печатью обязательство следовать инструкциям и исполнять всё строго по программе. До 80-х годов солисты даже стояли перед микрофоном по стойке «смирно», иногда двигая только руками и головой (частые югославские гастролёры в 60-х – 80-х гг. удивляли хождением по сцене с микрофоном в руках, ошарашивали приседанием, а то и возлежанием на подмостках). Позволяй себе Л. Русланова вольности на концертах, то могла оказаться в местах не столь отдалённых не после Великой Отечественной, а в предвоенный период. В годы репрессий не щадили и кумиров, вчерашних героев.

В те годы песни вне тематики патриотизма, классового противостояния и любви (к вождям) были по-за конкурсными, но любимы в народе по-тихому. А много ли в 30-е годы вообще вышло на сцену лирических удалых, задорных не политизированных песен (но внекиношных)? На ум приходит только шульженковский (частично и лещенковский?) «Андрюша», впервые спетый Клавдией Ивановной в том же 1938-м.

Чем-то похожие судьбы «Андрюши» и «Катюши» – обе звонкие темпераментные одногодки. Эти имена встретились и на фронтах Великой Отечественной. Правда они перевоплотились в бессердечные термины, которые допустимо писать со строчных букв. Так 17 июля 1944 года в сторону фашистов прогремел залп системы полевой реактивной артиллерии с почти 300-мм снарядами. Это палили БМ-31-12 – «андрюши». А за три года до этого – 14 июля 1941-го – на железнодорожном узле города Орша вражеские войска и технику нежданно обстреляли секретные реактивные установки БМ-13 – их со временем окрестили «катюшами». Напугали эти огненные воющие «певуньи» как немцев, так и красноармейцев. Бытует маловероятная версия, что какие-то бойцы где-то, без каких-либо обсуждений сделали грозное орудие тёзкой полюбившейся песне. И разнеслось, и прижилось. Реактивные установки залпового огня вермахта почему-то были прозваны «ванюшами». Но это другая тема для разговора.

А пока мозгую – не пора ли Википедии и прочим сайтам вносить правки в «Катюшину» тематику?

Александр ФЕДОНИН



ссылки
Новые записи:
Тёплых эмоций и замечательног... (0)
Только первым быть непросто... (0)
4 марта – 120 лет со дня рожд... (0)
Тридцать лет, которые потрясл... (0)
Про добро, неравнодушие и отв... (1)
Незабываемый отпуск на остров... (4)
Важный праздник — День защитн... (0)
Космическая валентинка - серд... (1)
Ура! Отпуск! (8)
Музей на все времена- Государ... (1)
2992
25
kev
#1 | 14.01.2021 | 15:12 | -1 [Материал]
Ответить на вопрос, кто из советских певиц удостоился чести исполнить песню "Катюша" первой, до сих пор невозможно. Есть несколько кандидаток — Лидия Русланова, Валентина Батищева и Вера Красовицкая. Споры идут именно о первом живом исполнении. На пластинках же, записанных в 1939 году, можно услышать голос В. Батищевой. "Катюша" стала неформальным гимном Великой Отечественной войны. Неважно, кто первым её исполнил! Главное, что эта песня есть!

fedonin50
#2 | 14.01.2021 | 17:21 | 2 [Материал]
споры... споры... А где ссылки на документы? Я отыскал и опубликовал, это пресса следующего за мероприятием дня!!! Чётко прописано - Ельчанинова!!! А в википедии ссылаются на те прочие сайты, которые сами ссылаются на википедию. Ха! Перечитайте статью))) А гимном ВОВ более считается "Священная война". И по праву. Лирическая "Катюша" была наравне с В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ, ОГОНЁК, СМУГЛЯНКА, СИНИЙ ПЛАТОЧЕК, ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ... Спасибо ЗА ВНИМАНИЕ.

Латышева
#10 | 17.01.2021 | 14:55 | 0 [Материал]
Ненавижу аббревиатуру "ВОВ"! Немыслимый канцеляризм!

fedonin50
#3 | 14.01.2021 | 17:34 | 2 [Материал]
А гимном ВОВ более считается "Священная война". И по праву. Лирическая "Катюша" была наравне с В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ, ОГОНЁК, СМУГЛЯНКА, СИНИЙ ПЛАТОЧЕК, ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ и др... Спасибо ЗА ВНИМАНИЕ.

kev
#7 | 15.01.2021 | 10:20 | -2 [Материал]
/А гимном ВОВ более считается "Священная война". И по праву. Лирическая "Катюша" была наравне с В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ, ОГОНЁК, СМУГЛЯНКА, СИНИЙ ПЛАТОЧЕК, ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ... Спасибо ЗА ВНИМАНИЕ./
А зачем 2 раза одно и тоже писать? Для "особо одарённых"?

kev
#4 | 14.01.2021 | 17:54 | -1 [Материал]
Многие песни стали духовным оружием фронта и тыла. «Катюша» — один из неформальных гимнов. "Священная война", действительно, более претендует на гимн ВОВ, но официальный! Статью читала внимательно. Но можно было и покороче изложить суть (много текста, а "редкая птица долетит до середины Днепра"). А, что в Интернете много недостоверной информации - это факт.

ромашка5975
#5 | 14.01.2021 | 18:14 | 1 [Материал]
Александр Рафаилович, интересное расследование провели Вы! Так можно и проектную работу с детьми сделать: тема интересная.
А сегодня я такую новость увидела: "Комиссия спортсменов Олимпийского комитета России (ОКР) предложила исполкому ОКР использовать в качестве музыкального сопровождения для российских спортсменов вместо гимна России на Олимпиадах в ближайшие два года композицию "Катюша".

fedonin50
#6 | 14.01.2021 | 20:16 | 2 [Материал]
слышал. Приятное совпадение.
Суть можно изложить и одним пердложением. Важно доказать и убедить ФАКТАМИ тех, кто с аналитическими взглядами. Сперва не расчитывал на глубокий анализ. Но всё покатилось как снежный ком. Как не додумались википедчики открыть прессу 1938 года? Их ссылки тупые, на некие сайты...

Латышева
#11 | 17.01.2021 | 15:03 | 0 [Материал]
Если ОКР утвердит предложение спортсменов, то вариант с «Катюшей» отправится на рассмотрение МОК. Пока что там не комментируют процесс замены гимна: «Консультации с международными организациями и Международным паралимпийским комитетом еще не закончены, мы свяжемся с ними в ближайшее время».
Посмотрела комментарии в Интернете. Мнение "простого болельщика", конечно, учитывать не будут, но почти 50% против "Катюши".

kev
#8 | 15.01.2021 | 10:41 | 0 [Материал]
1. Суть понятна - Вы на примере «Катюши» хотели показать, что Интернету «доверяй, но проверяй». Но, тем самым, Вы не открыли Америки! Об этом все давно знают!
2. «Википедия» - энциклопедия, статьи в которую может писать любой. Никаких формальных критериев компетентности для участников не устанавливается». «Историю пишут люди» – человеческий фактор никто не отменял!
3. Хотелось бы увидеть хоть одну технологическую карту урока истории/географии (особенно, географии), который спроектирован человеком «с аналитическим взглядом». Ну, очень интересно!
4. Называть "Катюшу" "песенкой" ("подготовить сообщение о песенке «Катюша») как - то несерьёзно! Это же не мультяшная детская песенка.
5. Спасибо, Александр Рафаилович.

fedonin50
#9 | 16.01.2021 | 19:11 | 2 [Материал]
Спасибо! Увы, не благое дело анализировать чужие стремления по своему мнению. Критиковать википедию - бестолковая трата времени. Тут Вы правы!
Я из-за своего упрямства отрыл факты про песенку (весьма ласковое слово!) и изложил их. Но я историк, и не пересказываю абзацы из учебника, а анализирую найденное (часто даже обидные неточности учебников). Этот анализ с размышлениями здесь изложил.
В Донецке упомянутых газет не оказалось, записался в московскую историческую библиотеку. Пройдите по ссылкам прочих сайтов - откуда взят ими материал? Приведите не слова, а ССЫЛКИ на ДОКУМЕНТЫ. Всё у Петра от Ивана, а у Ивана от Петра. И откройте приведённые в этой статье ССЫЛКИ - они ли не убедительны?
Суть статьи - не критика Инета, это происходит попутно, само собой, а донести интересующимся истину - обнаруженный фрагмент истории песни.
В своей биографии сообщил, что я не учитель истории, а историк, работающий в школе.
Вам и всем здоровья и счастья!

kev
#20 | 18.01.2021 | 15:22 | -1 [Материал]
/Суть статьи - не критика Инета, это происходит попутно, само собой, а донести интересующимся истину - обнаруженный фрагмент истории песни/.
При желании Вы, Александр Рафаилович, можете «донести интересующимся истину - обнаруженный фрагмент истории песни»: «Википедия работает по принципу «вики»: любой желающий может свободно отредактировать любую статью, и изменения будут сразу же учтены и отображены на сайте».
https://ru.wikipedia.org/wiki....C%D0%B8 - Википедия: как править статьи.

Латышева
#12 | 17.01.2021 | 15:05 | 0 [Материал]
/В своей биографии сообщил, что я не учитель истории, а историк, работающий в школе./
В смысле? Вы работаете учителем, следовательно, учитель, а не "просто мимо проходил" историк.

Русалка
#13 | 17.01.2021 | 15:20 | 0 [Материал]
Вы не поняли! smile Часто учитель истории и историк, работающий в школе, как говорят в Одессе, две большие разницы! tongue biggrin
Я им (историкам) искренне сочувствую уже очень давно, начиная с начала 90-х.
https://www.youtube.com/watch?v=XEVvrw79cDc

fedonin50
#14 | 17.01.2021 | 15:33 | 2 [Материал]
Спасибо! Вы - !!! Прежняя Одэээсса была б в восторге от сих слов.
Учителю смени учебник, факты, акценты и он продолжит давать для запоминания абзацы и параграфы, ставя отметки за память, а не за понимание.
В нонешней Одэээссе прежние преподы преподают не то, что давеча. Не представляю сябю на их месте.

Русалка
#16 | 17.01.2021 | 16:00 | 0 [Материал]
Не соглашусь, по-моему, настоящему историку, если он, конечно, реалист, а не романтик, вообще нет места в школе: времена меняются, а всё остаётся по-старому!

Латышева
#15 | 17.01.2021 | 15:50 | 0 [Материал]
/Вы не поняли! smile/
Куда же мне, убогенькой! Я хотела сказать, что в школе должен работать учитель, а не историк, который гордится тем, что он "не учитель".
/Учителю смени учебник, факты, акценты и он продолжит давать для запоминания абзацы и параграфы, ставя отметки за память, а не за понимание./
Смотрю я, что уже и здесь появились люди, которые считают просто своим долгом измазать учителя в грязи.

Русалка
#17 | 17.01.2021 | 16:34 | 0 [Материал]
/Куда же мне, убогенькой! Я хотела сказать, что в школе должен работать учитель, а не историк, который гордится тем, что он "не учитель"/ Согласна! Именно учитель, гордящийся тем, что он не историк, иначе внутренний конфликт неминуем!
/появились люди, которые считают просто своим долгом измазать учителя в грязи/ Да ладно! Не секрет, что каждый учитель - раб... программы, системы и не только! Разве не так?

Латышева
#18 | 17.01.2021 | 20:42 | 0 [Материал]
"Вы думаете, всё так просто? Да, всё просто. Но совсем не так..." Альберт Эйнштейн
Никогда не поверю, что учителя истории ставят отметки за тупой пересказ статьи учебника.
По поводу "гордящийся тем, что он не историк, иначе внутренний конфликт неминуем!"... У всего своя цена. Уникальная ценность, наверно. Считаю, что учитель на своем месте не менее ценен, чем историк на своем. tongue

Русалка
#19 | 18.01.2021 | 06:55 | 0 [Материал]
/У всего своя цена. Уникальная ценность, наверно./ Ох, ё!(жаргон, впрочем, для Вас привычный tongue )
/Считаю, что учитель на своем месте не менее ценен, чем историк на своем./ Звучит как тост! "За содружество родов войск!" ( цитата biggrin )
/Никогда не поверю, что учителя истории ставят отметки за тупой пересказ статьи учебника./ Учителя бывают разные, как и историки! tongue

Латышева
#21 | 18.01.2021 | 17:16 | 0 [Материал]
Согласна. Поэтому: не стоит обобщать, навешивать "ярлыки" как на учителей, так и на историков.
/Звучит как тост!/ Ну, не знаю... Скорее, «За какао вы платите какао, за деньги — деньгами, а за зерно — зерном». У всего своя цена.

Irina63L
#22 | 19.01.2021 | 18:20 | 0 [Материал]
Очень рада, что под песню "Катюша" будут выступать наши спортсмены. Песню любят все!

Латышева
#23 | 05.02.2021 | 20:18 | 0 [Материал]
А кто будет будет "выступать под песню "Катюша"? Конькобежцы? Лыжники? хоккеисты? Легкоатлеты?

fedonin50
#24 | 06.02.2021 | 21:54 | 2 [Материал]
Текстом статьи заинтересовался сайт в США (Массасусетс). Там дали ссылку на СУП: https://www.russian-records.com/details.php?image_id=63071&l=russian

Р
Роман Пантелюс
#25 | 10.02.2021 | 19:02 | 0 [Материал]
Коллега! Вы сознательно путаете двух разных "Андрюш" Лещенко и Шульженко?
Вы бы их сначала послушали.... Песни ведь разные!!!!



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора [email protected]


Нашли ошибку?
Выделите ошибку мышью
и нажмите Ctrl+Enter (?)
Наши соцсети