Немного из истории тьюторства: в школах Спарты каждый отрок, прошедший курс обучения, посвящал два года обучению младших. Считалось, что младшие приобретают в лице наставников не только учителя, но главное — надежную защиту, поддержку старшего друга. Сами же наставники оттачивали свои свежеприобретенные знания и способности, давая воспитанникам образцы поступков, суждений, оценок, атлетических и музыкальных совершенств, и сверх того учились социальной, гражданской ответственности за доверенных им будущих воинов. Принципы спартанской педагогики римляне отчеканили в пословицу: «Docendo discimus» — «Учатся обучая». Близкое по смыслу высказывание приписывают китайскому философу VI—V вв. до н.э. Конфуцию: «Учитель и ученик растут вместе... Обучение — наполовину учение». Принцип сотрудничества учеников в процессе обучения был одним из четырех Великих принципов конфуцианской педагогики, утверждавшей, что «если учиться в одиночестве, не имея товарищей, кругозор будет ограничен, а познания скудны». Тьютерство в современной школе в большей степени распространено среди учителей, и совсем по - другому обстоит дело среди учеников. Насколько актуальны эти принципы сегодня в новой школе. Принцип новых стандартов гласит: «Учить учиться», но как мне кажется, не менее актуален и принцип «Учатся обучая». А как думаете вы?
Когда-то читала статью о тьюторстве в газете "Школьный психолог", в которой раскрывалась роль тьютора, как сопровождающего процесс образования ребенка (воспитания и обучения). Если понимать тьютора так, то он очень нужен школе. Но таких специалистов должно быть много. А средств на оплату их труда - мало. Почти везде "лишних" специалистов у нас сократили.
Уважаемые коллеги! Я имела ввиду совсем другое. Тьюторство среди учеников. Когда рассматривается сотрудничество среди учеников. Более сильные ученики являются наставниками слабых. Так было когда - то и забылось. А ведь такой опыт приносил свои плоды.
Согласна с Вами, это огромный плюс для учителя, но это было характерно,для советского образования, мы когда-то брали шефство над отстающими!Но если введут конкурс портфолио для учеников при поступлении, тогда начнется соревнование, а не "тьюторство"учеников.Раньше мы все делали добровольно, а сейчас только и слышишиь: "А что нам за это будет?"