Так получилось, что чаще всего во время моей учебы у нас менялись учителя по технологии. С 5 по 8 класс их было 3. С 9 класса мы стали ходить на уроки технологии в УПК (Учебно-производственный комбинат). Там за 9 класс мы меняли направления подготовки почти каждую четверть: швейное дело (на настоящих швейных машинах, которые раньше были на швейной фабрике), вязание крючком, экономика, кулинария и дизайн. Мальчики посещали модули деревообработки и металлообработки. В 10-11 классы мы занимались по одному модулю, который выбрали в начале 10 класса. Можно было выбрать модули знакомые с 9 класса или модуль автодело (сдать на права), либо медицинский (типа подготовительные курсы в медколледж). В моём случае это была экономика.
В 5-8 классе уроки технологии были в школе, раздельно для мальчиков и девочек. Мальчики работали на станках по дереву и по металлу. А мы, девчонки почти каждый год с новой учительницей постигали азы домоводства. Шили фартук и юбку, которая была очень даже достойно сшита, я щеголяла в ней в 7 классе. Вязали крючком и спицами. Готовили винегрет, суп, пекли блины, оладьи, печенье и т.д. Консервировали овощи. Говорили про внешность, волосы, гигиену, манеры и даже разбирали - собирали вилку электроприборов. И это было как-то естественно. Парни в стружке и опилках, а мы в сшитых юбках.
Когда я пришла работать в школу, я была несколько шокирована тем, что уроки технологии у мальчиков и девочек совместные. И ведет их женщина-учитель. Тема шитье, значит, шьют все. Девочки юбку, мальчики- шорты. Тема кулинария, значит, готовят все. Обработка дерева, металла в теории и для мальчиков и для девочек. Принесут заранее обработанные разделочные доски и выжигают на них или расписывают. Девочкам нравятся такие уроки технологии – эти занятия для них, и мальчикам тоже нравятся. Они обожают готовить, печь и даже шитье у них вызывает интерес. Все это прекрасно, мальчикам лишним не будет - макароны себе сварят или пуговицу пришьют. Но чисто мужских навыков у мальчиков не формируется. И это печально. Хорошо, если есть отец, который покажет и научит. Скворечник сколотит вместе с сыном на конкурс. Научит насосом камеру на велосипеде накачивать, шуруповёртом крутить и полки с фоторамками весить. А если такого папы нет? И в школе технология, как говорят мои ученики «девчачья»? Все, хана!
У моей соседки трое детей. Старшая девочка уже шестиклассница. Она легко накормит младших, на осенних каникулах научилась замешивать тесто для пельменей и лепить их, а ведь замешивать тесто для пельменей совсем не просто. Она увлекается изготовлением украшений из пряжи, оформляет ободки, плетёт браслеты, рисует на ткани.
Моё подростковое детство прошло на стыке 20 и 21 века в мотоциклетной столице страны – Ирбите. Мотоциклы, даже не по одному были в каждой семье. В 16 лет можно было получить права на управление мотоциклом. Все мои знакомые парни-подростки получали мотоциклы в наследство от родителей, проводили время в гаражах, чинили-разбирали и были счастливы. Сейчас никто не получает в наследство мотоциклы и не корпит над ними. Сейчас редко можно найти подростка увлеченным чем-то увлеченным кроме интернета и игр.
Детский психолог Катерина Мурашова несколько лет назад проводила эксперимент с подростами. В течение 8 часов подросток оставался наедине с собой, нельзя было пользоваться гаджетами, интернетом, смотреть ТВ, слушать радио и музыку. Гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают и они сами себя не могут занять. Из 68 детей с 12 до 18 лет эксперимент полностью выполнили только 3 человека. Два мальчика и девочка. Один из мальчиков клеил модель корабля, другой перебирал свои коллекции, потом пересаживал цветы. Остальные дети завершали эксперимент досрочно, потому что с их слов «больше не могли», испытывали вегетативные симптомы типа тошноты, тремора и т.д. Психолог подтвердила свою гипотезу, а я сделала еще один вывод: дети, способные делать что-то своими руками, увлеченные каким-то прикладным творчеством прекрасно переживаю отсутствие гаджетов и компании.
Рядом с моим домом стоит дом, который недавно построили, но не смогли заселить из-за бюрократических препон. Сейчас постепенно этот дом облюбовали подростки. Они медленно, но верно его разбирают и это не от того, что они какие-то хулиганы, а от того что им интересно. Они просто не знают, как построен этот дом, из каких материалов, как вставлены окна и т.д. Современные подростки просто лишены возможности практического познания мира. Они не проводят время в гараже у мотоцикла или велосипеда на худой конец. Они не помогают отцу в строительстве бани или сарая.
На днях, пробегая мимо, я увидела клочки утеплителя, которые валяются около дома. Похоже, подростки стали разбирать стену… На мой взгляд, именно сейчас важно не упустить этих любознательных подростков класса 6-7 и дать им такую возможность, познать окружающий бытовой мир. К сожалению, это не всегда могут сделать школа и родители. Как тогда быть?
А у моего сына технологию вёл очень пожилой преподаватель. Ученики 5 класса с ним на уроках складывали оригами, занимались вытынанкой и аппликацией. Получить "отлично" на уроке было нереально. Отметки в журнал преподаватель выставлял за поведение на уроке, а не за выполненную работу. Мальчишки его не любили, баловались, смеялись. И чем чаще он им ставил тройки и двойки, тем громче они хохотали и показывали свою нелюбовь к нему. Задания были сложные, но интересные. Сын часто не успевал доделывать на уроке, забирал домой, поэтому до пятёрки часто и не дотягивал. Я однажды проводила даже дома эксперимент: пробовала сама сделать заданную работу за 45 минут. Не успевала. Помню даже принесла ему свою работу, а точнее то, что успела сделать за 40 минут (5 минут убираю на приветствие и объяснение материала, хотя понимаю, что за 5 минут не уложишься). Только ничего не изменилось в его отношении. В конце учебного года он уволился.
Почему-то сейчас мальчики больше тянутся к спортивным занятиям нежели к технологии. Данные социологического исследования , сделанные как-то недавно со своими учащимися, показывают. что технология почему-то не столь интересна для наших мальчиков. Но если это информационные технологии, то уже они ныряют до глубины , до невоображаемых параметров и их невозможно вытащить оттуда. Таков мир современных мальчиков.
Понравилась статья. Вспомнила свое школьное детство. У нас все было именно так, как написала Любовь Владимировна.Шить и готовить я научилась именно в школе. Приемы шитья, полученные в школе, позволяют мне и сейчас почти профессионально шить одежду. Вспоминаю нашу производственную практику, которую мы проходили на ткацкой фабрике. У моих родителей до сих пор хранится документ о присвоении мне разряда. Помню как я говорила маме, что если не поступлю в институт, то пойду работать на фабрику, квалификация уже у меня есть. Сейчас же в школе на уроки технологии отводится очень мало часов. Хорошо хоть, что у мальчиков и девочек преподают разные учителя и в разных кабинетах. У мальчиков столярная мастерская, а у девочек - один кабинет с оборудованием для приготовления пищи, а другой кабинет - со швейными машинами.