НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Надежда Радионовна, огромное спасибо Вам за игру! Давно отрабатываем эту тему, а...
Большое спасибо, Елена Владимировна! Начали читать поэму. Ваша помощь очень кста...
Галина Геннадьевна, спасибо! Оценка коллег всегда радует! Пусть участники прохож...
Благодарю, Наталья Александровна! Шикарная работа! Так и хочется скорее провести...
Большое спасибо, Ольга Михайловна, за видеоролик! Скачала,очень люблю песни о Ма...
Любовь Николаевна, я тоже там в этом году побывала. Впечатление осталось до сих ...
ОНЛАЙН
bondarewa

Экологическое воспитание младших школьников

Воспитание

24.03.2016


Есть такое понятие – «среда обитания». Всё, что нас окружает: природа, дома, люди, животные- это всё наша среда обитания. Какая она - во многом зависит от нас. Наши ученики по дороге в школу и обратно, на прогулке с друзьями замечают, сколько вокруг нас, в нашей среде обитания, мусора, бродячих животных, которые не всегда дружелюбны, как мало зелёных насаждений или они чахлые и неухоженные. И, естественно, у них возникают вопросы, а почему вокруг нас так некрасиво, неуютно, которые они задают учителю. И вместе с педагогом ребята ищут ответы на свои вопросы. С этого, пожалуй, и начинается экологическое образование. И чем раньше оно начинается, тем быстрее ребёнок начинает осознавать, что он и природа – это одно целое. От того, как он ведёт себя человек в мире природы и зависит её состояние. Почему у нас грязно во дворах и на улицах, да потому, что это мы сами бросаем куда попало мусор. Почему много бродячих животных, потому, что легко выбрасываем на улицу надоевших котят и щенят. И став взрослым. Мы так и не научились ценить и беречь природу. Предприятия нарушают экологическую обстановку потому, что взрослые в погоне за прибылью экономят на различных очистных сооружениях. Загрязняются и атмосфера, и вода. Одним словом- наша среда обитания.



Экологическим образованием и воспитанием у нас, как правило, занимаются не систематически, а так, от случая к случаю. Сейчас уже стало очевидно, что современный человек- это экологически грамотный человек, который понимает необходимость личного участия в экологическом процессе на протяжении всей своей жизни.

МАОУ « Лицей № 62» в прошлом учебном году стал экспериментальной площадкой для реализации программ по экологическому образованию младших школьников. « Школа добрых дел». Активно включились в эту программу учителя начальных классов высшей квалификационной категории Лилия Николаевна Зотова и Марина Вячеславовна Зотова.

Приобщить школьников к изучению и сбережению природы родного края, ответственно относиться к окружающей среде- это то, к чему стремятся педагоги в своей работе.

Но с чего начинать экологическое воспитание ещё очень маленьких граждан? Всё должно быть наглядно и понятно. Поэтому педагоги начали свою работу с представления детей о школе. С использованием экологического дневника, специального учебного пособия, учителя узнали как дети понимают, зачем они ходят в школу. Небольшая часть учеников ( 5 %) считают, что они ходят в школу играть и общаться со сверстниками. Около ( 70 %) хотят быть культурными и образованными людьми, им нравится узнавать что- то новое и интересное. И лишь четверть детей посчитали, что школа- это дом, в котором дают знания, готовят к жизни в обществе, воспитывают отношение к окружающему миру. А это значит, что учителям, есть над чем поработать, объяснять детям, зачем нужно ходить в школу и получать кроме основных знаний ещё и экологическое образование.

Взяв за основу экологический дневник, наши дети начали работу.

Подбирали пословицы о школе и природе, сочиняли частушки, наблюдали за окружающей природой, находили самостоятельно и читали дополнительную литературу. Таким образом, педагогам удалось приобщить детей к внимательному и бережному отношению к своей среде обитания. Проект»

Школа добрых дел» завершился посадкой кустарников вокруг школы.

Кроме того, в лицее существует организация под названием «Доброхоты», девиз которой « Ни дня без доброго дела». Школьники очень охотно работают над этим девизом, устраивают конкурсы фотографий и рисунков, выпускают стенгазеты.

Результатом работы «Доброхоты» явились два проекта « Школа Будущего» и « Дорога в школу», авторами которых стали Л.Н.Зотова и М.В.Зотова.

Цель проекта « Школа будущего»- создать проект такой школы. Началось мероприятие с… улыбки. Учитель попросил ребят улыбнуться обнять соседа справа или слева. Потому что очень важно согревать своими дедами и своими улыбками люди, которые нас окружают. И в школе будущего тоже нет места плохому настроению.

Учитель объяснил ребятам, что будущее школы зависит от них самих. И поэтому, по мнению детей, в ней обязательно должны учиться добрые и умные ученики, а помогать им будут добрые учителя. Но дети понимают, что эту школу сначала надо построить. Поэтому для будущего необходима профессия строителя. А в самой школе должно быть много света и растений. Значит. Без экологов тоже не обойтись. По мнению учеников растений должно быть много, а среди них непременно те. Которые редко встречаются в нашем регионе, которые необходимо сберечь. А ещё неплохо было бы рассадить растения из тропиков. Чтобы они давали экзотические фрукты.

А ещё. По мнению школьников. Хорошо бы в школе будущего построить планетарий, чтобы можно было любоваться на звёздное небо. Но при этом дети понимают, что заменить математику, скажем уроками музыки нельзя. Им нужны знании, чтобы строить своё будущее. В школе будущего дети должны учиться быть гуманными, преодолевать трудности, быть честными, учиться быть хорошими друзьями. И ещё быть добрыми к окружающему миру. Построив такую модель своей будущей школы, ученики, наверняка, хоть в чём-то будут стремиться к своей мечте.

Другой проект- «Дорога в школу» касается нашей реальности. Ведь каждый день нашим детям приходится преодолевать эту дорогу, по крайней мере, дважды в день.

«А может ли у вас поменяться настроение, пока вы идёте в школу?»- с этого вопроса начал учитель мероприятие. И дети ответили. Что портит им настроение: кучи мусора, бродячие собаки, которые бросаются, много машин на улицах, поэтому невозможно спокойно перейти дорогу. « А что можно изменить?»- спросил учитель. И дети сказали, что сначала бы посадили больше деревьев, убрали мусор. Специально к этому занятию дети учили названия деревьев, как они растут, какую пользу приносит каждый вид растений. Они выучили, какие деревья и травы больше подойдут к городским условиям.

Ребята придумали. Как усовершенствовать мусорные контейнеры, чтобы мусор не разлетался во все стороны. А бродячих животных оно бы поселили в приюты. Для транспорта они предложили построить новую дорогу. И изобрести экологически чистое топливо, чтобы уменьшить загазованность наших улиц. Понравится ли такая дорога до школы нашим ученикам? Ответ, конечно, положительный. А можно ли уже сейчас изменить дорогу к школе? На вопрос учителя дети дружно ответили, что в их силах посадить деревья, разбить клумбы, убрать мусор и больнее не мусорить и не позволять делать это другим. Конечно, по такой дороге в школу ходить было бы намного приятней.

Такие мероприятия дают положительные результаты. Ведь дети через игру видят, что они могут изменить. Так начинается их дружба с природой, с окружающим миром. И учитель достигает поставленной цели: заинтересовать ребёнка, научить его самостоятельно составлять проекты и участвовать в их реализации.

А вывод здесь может быть только один, продолжать экологическое воспитание школьников. Проекты «Школа Будущего» и «Дорога в школу» получили высокую оценку коллег на областном семинаре.

Лилия Николаевна Зотова и Марина Вячеславовна Зотова вместе со Своими учениками участвуют ещё в одном проекте «Зелёная аллея памяти», который предполагает создание этой аллеи и уход за её растениями. С помощью этого проекта учащиеся учатся оценивать роль тех или иных растений в жизни человека. У школьников формируются патриотические и гражданские чувства.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что формирование экологической грамотности, ценностного отношения к окружающему миру у учащихся - неотъемлемая часть обучающего процесса. Неотъемлемой частью школьной жизни должны стать добрые дела и поступки, которые сделают более комфортной нашу окружающую среду, улучшат взаимоотношения в нашем регионе. Педагоги учат ребят бережному отношению к природе родного края, воспитывают потребность у каждого ученика делать что- то полезное для окружающего мира, помогают осознавать необходимость личного участия в экологической деятельности.

Автор: Л.Н.Зотова, М.В.Зотова

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


2419
2

i
irinairina
#2 | 17.06.2016 | 11:23 | 0 [Материал]
А если так:
Природа - храм, который может сохранить "человека"! Во всех смыслах...

yelenaageeva
#1 | 28.03.2016 | 17:11 | 0 [Материал]
Природа - храм, который может сохранить человек!



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт