Есть такое понятие – «среда обитания». Всё, что нас окружает: природа,
дома, люди, животные- это всё наша среда обитания. Какая она - во многом
зависит от нас. Наши ученики по дороге в школу и обратно, на прогулке с
друзьями замечают, сколько вокруг нас, в нашей среде обитания, мусора,
бродячих животных, которые не всегда дружелюбны, как мало зелёных
насаждений или они чахлые и неухоженные. И, естественно, у них
возникают вопросы, а почему вокруг нас так некрасиво, неуютно, которые
они задают учителю. И вместе с педагогом ребята ищут ответы на свои
вопросы. С этого, пожалуй, и начинается экологическое образование. И чем
раньше оно начинается, тем быстрее ребёнок начинает осознавать, что он и
природа – это одно целое. От того, как он ведёт себя человек в мире природы
и зависит её состояние. Почему у нас грязно во дворах и на улицах, да
потому, что это мы сами бросаем куда попало мусор. Почему много
бродячих животных, потому, что легко выбрасываем на улицу надоевших
котят и щенят. И став взрослым. Мы так и не научились ценить и беречь
природу. Предприятия нарушают экологическую обстановку потому, что
взрослые в погоне за прибылью экономят на различных очистных
сооружениях. Загрязняются и атмосфера, и вода. Одним словом- наша среда
обитания.
Экологическим образованием и воспитанием у нас, как правило,
занимаются не систематически, а так, от случая к случаю. Сейчас уже стало
очевидно, что современный человек- это экологически грамотный человек,
который понимает необходимость личного участия в экологическом
процессе на протяжении всей своей жизни.
МАОУ « Лицей № 62» в прошлом учебном году стал экспериментальной
площадкой для реализации программ по экологическому образованию
младших школьников. « Школа добрых дел». Активно включились в эту
программу учителя начальных классов высшей квалификационной
категории Лилия Николаевна Зотова и Марина Вячеславовна Зотова.
Приобщить школьников к изучению и сбережению природы родного
края, ответственно относиться к окружающей среде- это то, к чему
стремятся педагоги в своей работе.
Но с чего начинать экологическое воспитание ещё очень маленьких
граждан? Всё должно быть наглядно и понятно. Поэтому педагоги начали
свою работу с представления детей о школе. С использованием
экологического дневника, специального учебного пособия, учителя узнали
как дети понимают, зачем они ходят в школу. Небольшая часть учеников
( 5 %) считают, что они ходят в школу играть и общаться со сверстниками.
Около ( 70 %) хотят быть культурными и образованными людьми, им
нравится узнавать что- то новое и интересное. И лишь четверть детей
посчитали, что школа- это дом, в котором дают знания, готовят к жизни в
обществе, воспитывают отношение к окружающему миру. А это значит, что
учителям, есть над чем поработать, объяснять детям, зачем нужно ходить в
школу и получать кроме основных знаний ещё и экологическое образование.
Взяв за основу экологический дневник, наши дети начали работу.
Подбирали пословицы о школе и природе, сочиняли частушки, наблюдали за
окружающей природой, находили самостоятельно и читали дополнительную
литературу. Таким образом, педагогам удалось приобщить детей к
внимательному и бережному отношению к своей среде обитания. Проект»
Школа добрых дел» завершился посадкой кустарников вокруг школы.
Кроме того, в лицее существует организация под названием
«Доброхоты», девиз которой « Ни дня без доброго дела». Школьники очень
охотно работают над этим девизом, устраивают конкурсы фотографий и
рисунков, выпускают стенгазеты.
Результатом работы «Доброхоты» явились два проекта « Школа
Будущего» и « Дорога в школу», авторами которых стали Л.Н.Зотова и
М.В.Зотова.
Цель проекта « Школа будущего»- создать проект такой школы. Началось
мероприятие с… улыбки. Учитель попросил ребят улыбнуться обнять соседа
справа или слева. Потому что очень важно согревать своими дедами и
своими улыбками люди, которые нас окружают. И в школе будущего тоже
нет места плохому настроению.
Учитель объяснил ребятам, что будущее школы зависит от них самих. И
поэтому, по мнению детей, в ней обязательно должны учиться добрые и
умные ученики, а помогать им будут добрые учителя. Но дети понимают, что
эту школу сначала надо построить. Поэтому для будущего необходима
профессия строителя. А в самой школе должно быть много света и растений.
Значит. Без экологов тоже не обойтись. По мнению учеников растений
должно быть много, а среди них непременно те. Которые редко встречаются
в нашем регионе, которые необходимо сберечь. А ещё неплохо было бы
рассадить растения из тропиков. Чтобы они давали экзотические фрукты.
А ещё. По мнению школьников. Хорошо бы в школе будущего построить
планетарий, чтобы можно было любоваться на звёздное небо. Но при этом
дети понимают, что заменить математику, скажем уроками музыки нельзя.
Им нужны знании, чтобы строить своё будущее. В школе будущего дети
должны учиться быть гуманными, преодолевать трудности, быть честными,
учиться быть хорошими друзьями. И ещё быть добрыми к окружающему
миру. Построив такую модель своей будущей школы, ученики, наверняка,
хоть в чём-то будут стремиться к своей мечте.
Другой проект- «Дорога в школу» касается нашей реальности. Ведь
каждый день нашим детям приходится преодолевать эту дорогу, по крайней
мере, дважды в день.
«А может ли у вас поменяться настроение, пока вы идёте в школу?»- с
этого вопроса начал учитель мероприятие. И дети ответили. Что портит им
настроение: кучи мусора, бродячие собаки, которые бросаются, много машин
на улицах, поэтому невозможно спокойно перейти дорогу. « А что можно
изменить?»- спросил учитель. И дети сказали, что сначала бы посадили
больше деревьев, убрали мусор. Специально к этому занятию дети учили
названия деревьев, как они растут, какую пользу приносит каждый вид
растений. Они выучили, какие деревья и травы больше подойдут к
городским условиям.
Ребята придумали. Как усовершенствовать мусорные контейнеры, чтобы
мусор не разлетался во все стороны. А бродячих животных оно бы поселили
в приюты. Для транспорта они предложили построить новую дорогу. И
изобрести экологически чистое топливо, чтобы уменьшить загазованность
наших улиц. Понравится ли такая дорога до школы нашим ученикам?
Ответ, конечно, положительный. А можно ли уже сейчас изменить дорогу к
школе? На вопрос учителя дети дружно ответили, что в их силах посадить
деревья, разбить клумбы, убрать мусор и больнее не мусорить и не
позволять делать это другим. Конечно, по такой дороге в школу ходить было
бы намного приятней.
Такие мероприятия дают положительные результаты. Ведь дети через
игру видят, что они могут изменить. Так начинается их дружба с природой, с
окружающим миром. И учитель достигает поставленной цели:
заинтересовать ребёнка, научить его самостоятельно составлять проекты и
участвовать в их реализации.
А вывод здесь может быть только один, продолжать экологическое
воспитание школьников. Проекты «Школа Будущего» и «Дорога в школу»
получили высокую оценку коллег на областном семинаре.
Лилия Николаевна Зотова и Марина Вячеславовна Зотова вместе со
Своими учениками участвуют ещё в одном проекте «Зелёная аллея памяти»,
который предполагает создание этой аллеи и уход за её растениями. С
помощью этого проекта учащиеся учатся оценивать роль тех или иных
растений в жизни человека. У школьников формируются патриотические и
гражданские чувства.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что формирование
экологической грамотности, ценностного отношения к окружающему миру у
учащихся - неотъемлемая часть обучающего процесса. Неотъемлемой
частью школьной жизни должны стать добрые дела и поступки, которые
сделают более комфортной нашу окружающую среду, улучшат взаимоотношения в нашем регионе. Педагоги учат ребят бережному отношению к природе родного края, воспитывают потребность у каждого ученика делать что- то полезное для окружающего мира, помогают осознавать необходимость личного участия в экологической деятельности.