В первый класс дети приходят такие разные. И надо так организовать их школьную жизнь, чтобы они приняли ценности школьной дружбы и заинтересовались друг другом. Ведь первоклассники часто даже не знают, как зовут соседа по парте.
Первый шаг – на первом уроке выдаю первоклассникам бейджики с их именами (только имя крупным шрифтом). Стесняешься подойти и познакомиться с одноклассником? Прочитай его имя на бейджике.
Второй шаг – внимание к каждому ученику в его день рождения. Это приятный повод рассказать об ученике классу. В 1 классе дети рассказывают о себе сами, а во 2-4 классе об именинниках говорят одноклассники.
Третий шаг – организация дежурства в классе по экипажам. Экипаж – микрогруппа класса,1/5 её часть. Первый экипаж дежурит в понедельник, второй экипаж – во вторник и т. д. У каждого ученика в экипаже есть своя должность (поручение). Командир, бортинженер, цветовод, помощник учителя, физорг. Командир помогает учителю строить детей в столовую и принимает класс перед каждым уроком – садит ряды. Это самая любимая обязанность среди всех, потому что командир выполняет роль учителя. Бортинженер отвечает за доску, моет её после каждого урока. Помощник учителя раздаёт тетради, пересчитывает тетради, которые ученики сдали учителю. Физорг проводит зарядку перед уроками и физминутки во время урока. Цветовод ухаживает за цветами в кабинете, отмечает погоду в календаре природы. Каждые две недели поручения в экипаже меняется. Таким образом, каждый ученик пробует себя на всех постах. Во время дежурства по классу происходит командообразование. Дети учатся действовать слаженно. По экипажам ведётся и соревнование – по сбору макулатуры, по участию в творческих конкурсах, спортивных состязаниях.
Четвёртый шаг – организация парной и групповой работы на уроках. Каждый месяц я пересаживаю детей, и у них появляется новый напарник для работы на уроке. Кроме этого, люблю проводить работу в сменных парах. Тогда на одном уроке образуется 5 новых пар с одним учеником. Отрабатывая вместе учебный материал, например, выразительное чтение, правописание, вычисления, дети видят друг друга с деловой стороны. Групповая работа на уроке учит детей общаться продуктивно и вместе искать решение проблемы.
Пятый шаг – организация праздников в классе. Каждому празднику предшествуют репетиции- поём песни под гитару, готовим сценки, спектакли. Это незабываемое время ценится не меньше, чем сам праздник! Это другое измерение школьной жизни!
Дружный класс – заслуга учителя. Учителя средней школы, которые учат моих выпускников-пятиклассников, всегда отмечают, что мои дети дружные. Приятно слышать такое мнение о классе. Значит, четыре года, отданные этим детям, прожиты не зря.