Вопрос очень интересный, но сложный. Три дороги только в сказках. А у учителя их множество. И надо искать те дороги, на которых будет крупными буквами написано: ЧЕСТНОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ. Это те качества, которые воспитывала во мне советская школа. Помню учителя по русскому языку – Владимира Ивановича. А фамилия – Великотный.. И в самом деле вся семья у них была ВЕЛИКАЯ. В их семье выросло и воспиталось не одно поколение замечательных учителей и докторов. Именно докторов. Я не ошиблась. К великому огорчению, слово это не так часто встречается в медицине, а слово врач почему- то ассоциируется с негативными передачами о врачах. И для меня слово ВРАЧ не будет синонимом к слову ДОКТОР. Наверное, потому, что оно у меня в сочетании ЗЕМСКИЙ ДОКТОР и в воспоминаниях о них по второй половине 19 века. Они несли те качества, которые я уже назвала.
Учитель мой любимый начинал урок так.
- Вы знаете, ребята, в воскресенье я ходил в лес. Я люблю гулять по лесу. И вдруг во время прогулки мимо меня заяц проскочил. Иди – ка, Галя к доске. Напиши нам это слово с большой буквы. Что же заяц – то сделал?
- Пробежал, Владимир Иванович.
- Вот напиши рядом это слово. А как ты думаешь, как он пробежал?
- Очень быстро, Владимир Иванович.
- Вот, Галя, давай допишем это.
Так рождались предложения. Это был 5 класс. Но до сих пор сидит в голове эта картина. Если говорят, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок, то я смело могу утверждать, что путь к сердцу ученика лежит через тепло души, которое мы и чувствовали во Владимире Ивановиче. Я бы сейчас сравнила его с учителем из рассказа Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
Я работаю 56 год. Начала свой путь учителя в 19 лет после окончания педагогического училища по направлению в качестве учителя русского языка и литературы в одну из деревенских школ. Скажу честно, мне крупно повезло на учителей в школе и в профессии. Я стараюсь быть похожими на них. Приведу один пример.
Ученики 10 класса (1982 год) не приготовились к сочинению. И я пришла в пустой класс. С урока ушли все. Расстроилась. Мне обидно. Сижу дома и думаю, как поступить. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Мгновенно пришла в голову первая строка, и побежали за ней все остальные. Через несколько дней мой урок в этом классе. Иду с волнением. Теперь думаю, что и они переживали, как пройдёт наша встреча. Захожу в класс. Здороваюсь и говорю:
- Вы знаете, ребята, вчера я написала небольшое стихотворение. (Они знали, что я этим увлекаюсь). Послушайте, я вам его прочту. И прочитала.
Бежали вы, как с поля боя шведы,
Как те французы, что в 12м году,
О чести, совести не ведая,
Бежали, замерзая на ходу.
И вот сижу одна я в кабинете,
Задумчиво смотрю на опустевшие столы,
Вы стали размышленья моего предметом,
Сижу и думаю: «Сильны мои орлы!»
Что побудило вас воздвигнуть между нами крепость?
Что побудило вас с урока убежать?
Я думаю, что всё это нелепость.
Не лучше ль нам сначала всё начать?
Не попытаться ль нам понять друг друга снова?
Не попытаться ль нам установить контакт?
Из данной ситуации не вижу выхода иного.
Не будем выяснять мы почему? и как?
Не будем брать себе в помощники жестокость, злобу,
За пазухой не будем камня мы таить.
И от житейских бурь и распрей на подмогу
В сердцах мы будем доброту хранить.
В классе стояла мёртвая тишина. Мы больше ни слова не сказали по поводу и инциндента, и стихотворения. Дальше я произнесла: «Тема нашего урока сегодня…», и мы продолжили урок.
Не часто случаются в жизни учителя такие ситуации. Но очень сложно дать понять ученику, что он что – то сделал не так. И каждый раз я думаю: как поступить, чтобы себя не опозорить и ученика не обидеть. Мерилом в этом случае для меня являются замечательные слова А.В.Суворова: ОТСТУПЛЕНИЕ НЕ ВСЕГДА ЕСТЬ ПОРАЖЕНИЕ.