Очень часто бывает, что дети сильно меняются за лето. И речь идет не об изменениях во внешности, а об изменениях во внутреннем мире.
Представим ситуацию: работаете с учеником уже не один год. И всегда ребенок был очень шустрым, активным, веселым, общительным. С таким вы и расстались на период летних каникул. И вдруг вы встречаете его в стенах школы в сентябре и не узнаете. Капризничает, истерит, на любые попытки наладить общение отвечает резким отказом. Ребенок становится просто неуправляемым, и вы не знаете, что с этим делать. Или же, наоборот, ребенок замыкается в себе. Все время молчит, на всех уроках старается сидеть один и на последней парте. Не хочет работать, игнорирует замечания, не общается с одноклассниками.
Нередко психологи, да и сами родители списывают такое поведение на кризис возраста. Но пройти этапы неповиновения и бурного протеста легче, когда вы уже научились находить общий язык с ребенком.
Исходя из своего опыта работы, я сделала некоторые выводы, когда сталкивалась с «трудными» детьми.
Во-первых: необходимо стараться общаться с ребенком «на равных». Не показывать того, что ты замечаешь факт того, что он выделяется на фоне остальных ребят. Не бояться подойти, поговорить, спросить – как дела?
Во-вторых: постараться узнать у него о том – чем он в настоящее время увлекается, занимается в свободное время, чем он вообще сейчас интересуется. Положительную роль играет «подыгрывание». Например, внезапно вспомнить о том, что «ты тоже проявляла интерес к этому в его возрасте». Это расположит ребенка на дальнейшее общение на эту темы и укрепит с вами связь.
В-третьих: не бойтесь его хвалить. Именно заслуженно! И не очень часто. Детям приятнее всего слышать от взрослых именно заслуженную похвалу, а не заискивания или нравоучения. Если ребенок попытается привлечь наше внимание и совершит нелепый поступок, ни в коем случае не читайте ему нотаций, а объясните, что он сделал неверно. Но в то же время поощрите его желание что-то хорошее сделать. Ребенок подобного типа всегда остается благодарным, когда его старания ценят.
В-четвертых: Старайтесь не показывать свое превосходство над ним: что вы умнее, старшее, выше по статусу. Ребенок наоборот начнет вас избегать, станет скрытным. Он хочет видеть в вас именно своего друга. Почаще улыбайтесь ребенку и выражайте желание общаться на интересующую его тему.
Конечно: это всего лишь несколько примеров того, какие шаги могут помочь учителю в налаживании контакта с замкнутым ребенком. И на эту тему можно разговаривать очень долго, рассматривая каждую ситуацию в отдельности со всех сторон. Но, возможно, и эта капелька в море тоже окажется кому-то полезной.
Ведь, главное в общении с детьми: это понимание того, что каждый ребенок индивидуален, что он – личность! И если кто-то «потерялся» в собственном мире, то, возможно, не родителю, а именно учителю может быть достаточно протянуть ему руку помощи, чтобы дверь его мира приоткрылась для новых стремлений и возможностей.