Ведущей деятельностью дошкольника является игровая. Так давайте же играть в школу! Только условие: в школе введем новые правила, которые разработаем коллективно и нарисуем на плакате. Какие, подскажет школьная жизнь.
На уроке должна быть относительная тишина. Хочешь сказать – используй «спецзнак»- подними руку. Но мы с вами знаем, как хочется ответить всем сразу! Даем такую возможность – вводим жесты, которые тоже придумываем с детьми. На уроках математики пальчики показывают числовые ответы, знаки действий, сравнений. При обучении грамоте пальчики построят букву. Ответ получаем сразу от всех, при этом тишина! А еще пальчик работает часовым, когда мы читаем цепочкой. При такой нагрузке пальчики получают хорошую гимнастику! Сразу скажу, что язык жестов будем использовать все четыре года обучения, добавляя новые жесты. Склонение, спряжение, ответ задачи, решенной самостоятельно и проверенный учителем за доли секунды. Ловкие пальчики помогут разобраться в составе чисел. Нельзя запрещать «спрашивать» у пальчиков, таким образом, ребенок наглядно усваивает материал. Когда будет иметь представление, сам перестанет считать при помощи пальчиков. Числа второго десятка тоже показываем: договариваемся, что сжатый кулачок изобразит десяток, а отдельные пальчики сверху покажут единички. Фантазируйте с детьми, придумывая новые жесты.
Любой материал можно давать в игровой форме. Помните, как сложно учиться писать? А мы не будем учиться, мы будем учить Буратино, который однажды зайдет к нам в класс. Сначала живым мальчиком, который нарушает школьные правила (опоздает, не поздоровается, после замечания будет со всеми здороваться за ручку). Расскажем ему правила школьника. Потом он станет мягкой игрушкой, которая поселится в классе. Его промахи и ошибки мы и будем обсуждать, его кривые буквы будем анализировать. Потом Буратино будет заглядывать в прописи, учиться у детей писать правильно и красиво. Дети с удовольствием подыгрывают учителю, учение идет без напряжения. Никаких оценок! Но стараемся не допускать Буратинкиных ошибок!
На всех уроках много отдыхаем:
Речевая гимнастика (выполняется стоя)
Бубнит барабан, что побит барабан.
А труба трубит, хорошо, что побит!
Бьют часы на башне Спасской: динь-дон, динь-дон
А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки
А карманные спешат: тики-тики-так, тики-тики-так!
Барашеньки, крутороженьки
По лесам ходят, по горам бродят
Расскажите про покупки! Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои!
Гимнастика для ушей
Прохлопываем знакомую детям мелодию, они повторяют.
Зашифровываем мелодию, ушки слушают и запоминают, повторяют.
Гимнастика для носа
Нос, как хобот, будет писать буквы, цифры, рисовать фигуры.
Гимнастика для глаз, пальчиков, язычка, физкультурная минутка
Отдыхаем столько раз, сколько потребуется, учитель заметит, когда пора.
Много штрихуем. Просто в школе надо раскрашивать по-взрослому: ручками с цветными пастами; штрихи сверху вниз, слева направо, с уголка на уголок. Важно правильно штриховать, по условленному заданию, ведь и буквы с цифрами тоже пишутся в определенном направлении.
Много рисуем, но тоже по-школьному: по клеточкам, срисовываем с образца или под диктовку.
Забытые в школе кубики Никитина прекрасно развивают пространственные представления. Чудесная дидактическая игра, позволяющая ребенку легче запоминать, как пишутся буквы и цифры. Шумно, но можно договориться, что кубики строятся на картонке, не шумят, не падают.
Хорошая тренировка для концентрации внимания – таблицы Шульте. Цифры от 1 до 25 поселились в одинаковых домиках, нужно их отыскать. Усложняем: цифры стали разными по размеру, поселились в разноуровневые домики, хитрят, не хотят, чтобы их нашли.
Буквы тоже хотят нас запутать, заняли чужие места, слова получились непонятные, их надо разгадать.
оокн (окно) тосл (стол)
аувкб (буква) гакни (книга)
В классной комнате все устроено так, чтобы было интересно на перемене. Полка с доступными возрасту книгами, стол с раскрасками, бумагой и карандашами, столик с играми. На доске – расписание уроков, календарь, над доской - часы. Вся информация – печатными буквами, чтобы могли прочитать все. Мы принуждаем ребенка читать, мы окружаем его печатной информацией!
Домашние задания в 1 классе не даются. А как же приучить первоклассника к домашней самостоятельной работе? Даем приятные задания: перерисовать рисунок по клеточкам, заштриховать рисунок-раскраску, то есть множество графических работ, которые разовьют мелкую моторику.
Обязательно организуем дежурство по классу. Запишем обязанности , поместим на доску. У дежурных на парте спецзнак-вымпел, который напомнит, что дети сегодня отвечают за чистоту. Подежурив, ученики осознают, что чистым класс бывает тогда, когда все убирают за собой сами.
Не переутомить, не напугать, раскрепостить, развеять страхи первоклассника. Приучить готовить себя к уроку, содержать рабочее место в порядке, соблюдать школьные правила. Прожить с ребенком первый школьный год, стать другом. Сделать так, чтобы утром первоклассник хотел идти в школу, на каникулах скучал по школе, а летом ждал сентября!