Как-то раз была в гостях. Моё внимание привлекли полки с книгами. Книг было великое множество. Я пробежала глазами по книжным полкам. На самой верхней были собрания сочинений Гончарова и Тургенева. На следующей полке - серия книг Жизнь замечательных людей. На третьей полке книги были вперемешку. Моё внимание привлекла книга для чтения учащихся начальной школы, выпущенная в середине прошлого века. Я открыла книгу и погрузилась в чтение…
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентностимладшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Одной из немаловажных целей, я считаю обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
У меня на полках в шкафу много книг и учебников. Попадаются среди них и очень интересные экземпляры. По некоторым учебникам училась я, по каким – то еще моя мама. Особое место занимает букварь, автор Горецкий, выпущенный еще в годы перестройки.
Нынешние первоклассники постигают буквы по Азбуке все того же Горецкого. Я рассказала своим ученикам про автора, и показала тот букварь, выпущенный еще в Советском Союзе. Увидев, на одной из первых страниц большой портрет В.И. Ленина дети заинтересовались, спросили: «Кто это?» Такого вопроса я никак не ожидала, ляпнула первое попавшееся, сказала, что это президент такой раньше был…
Уже с первых страниц этот букварь пронизан духом коммунизма и патриотизма. Первая часть книги – знакомство со звуками и буквами. Во второй части представлены коротенькие стихи и рассказы русских писателей: Ушинского, Толстого, Барто, Михалкова и других. Были и зарисовки из жизни Ленина, снабженные его фотографиями. Все эти произведения воспитывают лучшие качества юных патриотов – любовь ко всему живому, уважение к близким людям. На картинках, сопровождающих стихи можно заметить детей разных народностей Советского Союза.
Когда я только – только стала преподавать в школе, мы после Азбуки начинали работать с учебником «Литературное чтение» автора Кубасовой Ольги Владимировны. Учебник начинался с текста гимна нашей страны. Более никаких явно патриотических произведений я не заметила. Безусловно, учебник хорошо построен с дидактической точки зрения – много стихов (а ведь дети стихи не особо любят), в четвертом классе были «Подвиги Геракла», былины про богатырей, мифы Древней Греции.Вот видна скрытая «заточенность» книги на формирование любви к стране, ее прошлому. На мой, взгляд, очень удачно «вписались» Библейские сказания, которые помогают ребятам при освоении курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Помню, когда читали «Девочка со спичками» короткий святочный рассказ ХансаКристиана Андерсена, одна из родительниц поделилась со мной, что когда дома с сыном перечитывали этот рассказ, оба плакали – было очень жалко девочку. Эта ситуация говорит, о том, что не чуждо нашим детям сочувствие и переживание к таким же, как они.
…Что там интересного? – раздался голос гостеприимной хозяйки, и я отвлеклась от учебника. Со времени как, я познакомилась с книгой для чтения,прошло несколько месяцев и как то все позабылось, но тут пришлось вспомнить.
Первый день отпуска прошел на диване в компании телевизора. Как то невесело стало после оглашения результатов экзаменов выпускников школ, после известий из Украины, окончательно себя «добила» просмотром криминальных хроник. Что же это происходит? - ужаснулась я и переключила на музыкальный канал, а там лихо отплясывали полуголые мальчики и девочки, под какую-то незатейливую мелодию.
И тут я вспомнила тот учебник, выпущенный почти 60 лет назад. Отчего-то мне подумалось, что тот учебник не «вырастил» бы такое поколение.
Учебник от корки до корки пронизан любовью к стране, народу и правительству. Много произведений касаются великих праздников страны – 9 мая, 7 ноября, 1 мая, День Красной Армии, день рождения Ленина…. Есть произведения про революционеров, партизан, пионеров – героев. Ведь кто то и зачем-то писал эти произведения? Предположу, что был какой-то социальный заказ на такие рассказы и стихи. И результат был - все хотели быть летчиками, космонавтами, строителями, комбайнерами, быть полезными своей стране. А сейчас, что? «Я уеду жить в Лондон…»…
Учебники, выпущенные, в Советском Союзе как-то выгодно отличаются от нынешних учебников, в плане идейности, воспитания патриотизма и преданности стране.
Безусловно, сегодняшние учебники содержат много интересных и замечательных произведений русских и зарубежных авторов, эти стихи и рассказы реализуют все те цели, что я озвучила во втором абзаце данной статьи. Но, не хватает мне чего-то, нет произведений, которые бы нацеливали маленьких читателей на свою значимость в стране, давали почву для размышлений.
«Ну, щас, начнем с детства зомбировать детей всякими идейными глупостями…» так и предвижу комментарии наших читателей.
Но, почему бы не написать и включить в учебники по литературному чтению подобные произведения? Написать про воссоединение Крыма и России, что-нибудь про Олимпиаду в Сочи, хоккей, рассказать про современных ученых, про известных полководцев, написать о Дне народного единства или Дне семьи, любви и верности…
Словом, пропиарить все лучшие стороны нашей страны. Думаю, что подобные произведения помогут подрастающему поколению более глубоко осознать свою принадлежность к стране, не дожидаясь уроков истории и обществознания в средней и старшей школе.