«Детство – важнейший период человеческой жизни… И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш…» В.А. Сухомлинский (из книги «Сердце отдаю детям»)
Педагог – личность, которая, несомненно, оставляет след и формирует мировоззрение и поведение будущего взрослого человека в частности и поколения в целом.
Мне очень близки и понятныслова Сухомлинского, потому что опыт моей работы показывает, что учитель для ребенка, особенно для дошкольника, является изначально авторитетом. Именно поэтому важно осознавать,что педагог является образцом поведения, и то, какие нравственные и личностные качества он проявит, для маленького человека станут нормой во взаимодействии с окружающим миром.
Приступая к деятельности педагога, я в первую очередь задаю вопрос себе: «Кто я – тот, который поведет ребенка? Каким примером я стану для него?»
Нужно понимать и видеть, как не слова педагога, а его действия становятсяпримером и моделью поведения для ребенка.
Не важно, сколько книг прочитано, сколько информации выдано учителем ребенку, если в словах нет души, нет правды. Детское сердце очень тонко чувствует фальшь. Чтобы стать настоящим авторитетом, чтобы ребенок сам захотел идти за учителем, прежде всего, нужно быть честным и открытым, не стараться быть идеальным, а быть настоящим, признавать свои ошибки и с пониманием относиться к ошибкам ребенка, верить в него не смотря ни на что, чтобы научить его верить в себя.
Можно бесконечно читать нравоучения своим ученикам, но если тот, кто учит, ведет себя иначе, если сам учитель не обладает теми качествами, о которых он говорит, то слова не долетят до слуха детей, не оставят след в душе и сердце, будут пустыми, не имеющими никакого веса, никакого значения.
С самого раннего детства я мечтала быть педагогом. В разные периоды моего взросления мои приоритеты в выборе профессии менялись, но судьба сама то и дело возвращала меня к моему первому, тогда еще неосознанному выбору – быть педагогом. Поэтому с уверенностью могу сказать, что быть педагогом – мое призвание.
Я горжусь тем, что я педагог, потому что мне дана возможность
поделиться всем самым лучшим, что есть во мне, показать, каким можно
быть человеком, как можно развивать себя, что можно сделать для достижения своего успеха;мне доверено повлиять на формирование личности пока еще маленьких, но уже совсем скоровзрослых людей, я могу открыть малышам новые знания, научить их чему-то новому, а главное, верить в себя.
Обучая ребенка, необходимо учитывать, что основные качества характера человека закладываются в семье, поэтому считаю важным для педагога создавать партнерские отношения, основанные на доверии и уважении не только с детьми, но и их родителями. Важно понять, какие цели объединяют педагогов, родителей и детей, как данные цели ими осознаются. На основе этого формируются взаимоотношения педагогов с семьей, формируется единая цель и совместная деятельность родителей, детей и педагога, которая, несомненно, приведет к успеху ребенка.
Конечно, нужно помнить о том, что каждый ребенок имеет свой потенциал в освоении предмета, творческих способностей, имеет уже некоторый опыт социальных взаимоотношений. Поэтому мое педагогическое кредо – уважать личность ребенка такой, какая она есть, а значит, стать ему не назидателем, а быть примером, партнером в его овладении новых навыков и освоении окружающего мира.
«… Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека…»
В.А. Сухомлинский (из книги «Сердце отдаю детям»)