В последнее время во всех СМИ активно обсуждается вопрос об авторитете учителя. В чем же проблема? Как всегда – в противоречии, которое возникает между нежеланием ученика учиться и отсутствием у учителя средств воздействия на этого ученика. Раньше это противоречие разрешалось достаточно просто: либо розги, либо на горох. Нынешние «ювенальные юриспруденцы» такого рода отношений к ученику категорически не допустят вплоть до судебного преследования нерадивого учителя. Так что же делать?
Давайте исходить из существующих реалий. Должен ли учитель воспитывать ученика или это прерогатива семьи – вопрос ныне достаточно сложный, долго обсуждаемый и ныне не решенный. Но, на мой взгляд, пока в школе не восстановят нечто подобное Пионерии или Комсомолу, у учителя реальных рычагов к воспитанию учеников нет и быть не может.
Поэтому ограничимся бесспорной учительской функцией – доносить информацию, причем не до одного ученика, а до целого класса. Ежели же какой-либо безответственный индивид этой функции препятствует, то он должен быть… ни в коем случае не наказан! Просто его действия по препятствованию донесению информации должны быть нейтрализованы. Как? По аналогии, например, с футбольным матчем: вначале желтая карточка, а потом и красная с удалением с поля. При этом урок этому ученику не зачитывается. Как только таких уроков насчитывается более, допустим 15% от общегодового количества, то ученик либо остается на второй год, либо обязан сдать экзамен по данному предмету в какой-либо общегородской комиссии, причем стоимость такого экзамена должна быть очень внушительной.
Если же ученик отказывается покинуть поле после получения красной карточки, то он может либо получить гражданский иск от школы за срыв урока и неполучение остальными учениками положенной им информации, либо сразу процентов 10% к общегодовому незачету по данному предмету. Второй вариант предпочтительнее, поскольку суды и так завалены всяким мусором. Такие действия вполне соответствуют существующему административному кодексу и могут быть прописаны в Уставе каждой школы, согласие с которым школьники и их родители должны подписывать при поступлении в данное учебное заведение.
Размышления на данную тему вполне понятны. Чувствуется, что Вы, Андрей Георгиевич, ищете решение насущной проблемы и тут же предлагаете свои варианты решения. Я согласна с Вами и говорю - да, но только , как Вы предлагаете, действия должны быть прописаны в Уставе школы, согласие с которыми школьники и их родители должны подписывать при поступлении в данное учебное заведение.
Вчера вернулись с соревнований с соседнего региона, проходили они в спортивной зале одной из школ. При подходе к школе увидели мелом надпись на асфальте "учителя и далее матерные слова". Сказать, что это вызвало шок, значит, ничего не сказать. В этой надписи все воспитание. И беда не в масштабах школы, а в умах молодого поколения страны. Видеть эту надпись было страшно!
В годы моей учебы в школе применялось такое наказание: исключение из школы на определенный срок, не помню, на какой, предположим на 10 дней. Страшнее и позорнее этого для нас не было ничего. Все было строже в школе, мы не смели грубить учителям, он был как Бог. Жаловаться на учителя было не принято, тебе же еще и попадет от родителей.