Двадцать два года работаю в школе и столько же времени задаю себе этот вопрос. Я думаю, что таких учителей множество. Набирая новый класс, в первую очередь стараешься наладить контакт именно с родителями, а не с детьми. С детьми гораздо все проще. Они все время на виду, постепенно каждый проявляет свои слабые и сильные стороны, показывает свой характер. В этой ситуации опытный учитель знает, как себя вести с каждым отдельно взятым ребенком.
А вот как вести себя с родителями? Ведь встречи бывают очень редко, только на родительских собраниях, да и то не все родители их посещают. Именно отсутствие информации от классного руководителя часто делает их агрессивными, недоброжелательными по отношению к классному руководителю и к учителям, да и вообще к школе. А откуда родители получают информацию? За ответом далеко ходить не надо – детки обо всем расскажут и приукрасят, немного соврут-подумаешь, ничего страшного.
И тут начинается… На собрания калачом не заманишь, в школу вызовешь- нам некогда, мы же работаем. А как ребенок получил двойку или тройку-сразу находится время. На учителя сразу выливается ушат грязной воды: и работать-то вы не умеете, и оценки ставите неправильно, к ребенку относитесь предвзято. Это еще можно вынести. Обидно, конечно. Но есть и такие, которые сразу бегут с жалобой к администрации или того выше, не разобравшись в ситуации, не поговорив с учителем. И сейчас ничего не докажешь. У нас теперь родитель всегда прав, даже если он не прав.
Самое обидное, что большинство родителей – это уже наши бывшие ученики. А учениками они были разными. Умные ученики стали умными родителями, а вот кто учился на двойки, тот теперь и куражится, не имея никакого образования, ни понятия о воспитании собственного ребенка. Что же это? Желание отомстить? Или желание показать, что вот у меня все хорошо, а вы все над тетрадями горбитесь? Непонятно. Но иметь дело с такими родителями очень трудно. Имея высшее образование, большой педагогический опыт, учитель остается бесправным и беззащитным.
Помощи от таких родителей тоже не жди. Я сама всегда в классе делаю ремонт много лет. Однажды попросив помочь с покраской, услышала такой ответ: «Мы не любим этим заниматься». А кто любит? Поэтому больше за помощью не обращаюсь. Родители считают, что, наверное, это само собой происходит.
Конечно, не все такие. Есть родители ответственные, которые всегда готовы оказать любую помощь. Стараются разнообразить жизнь детей, постоянно поддерживают контакт с классным руководителем. Но таких меньшинство.
Возвращаюсь к теме своего эссе. Как же найти общий язык с родителями?
За много лет я поняла, что ничего лишнего в классе говорить нельзя, иначе все твои слова будут использованы против тебя. Банально, но это факт. Не ставить двойки в журнал. Лучше отделаться замечанием в дневник. Не провоцировать детей и их родителей. К агрессии относиться спокойно, лучше потом выплеснуть весь негатив где-то в другом месте, поделившись с подругой. Принимать любую помощь, но ни о чем не просить. На собраниях говорить о детях только хорошее. Если есть к кому-то претензии или замечания, поговорить об этом наедине. Есть, конечно, и другие наработанные мною правила, но все зависит от ситуации.
Придерживаясь такой позиции, я стала ко многому относиться спокойнее и отношения с родителями стали ровными. С опытом пришла к выводу, что обо всем можно договориться, даже с самыми скандальными родителями.