Начальная школа – это принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает системное обучение и воспитание в школе, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Младший школьник уже имеет достаточное представление о мире. Эта информация представляет собой пеструю мозаику, но главное ее достоинство – это картина мира – как целостный организм. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательно-воспитательная задача: сформировать у ребёнка представления о целостной картине мира. Особенность этой задачи – объединение всех имеющихся знаний о развитии окружающего мира и общества у младшего школьника. Эта идея возникает на основе всеобщности и единства законов природы, потому что сама по себе она предполагает объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных предметов в единое целое. По моему мнению, помочь в этом может только хорошо организованная воспитательная работа в классе. Начальной школе имеет свои особенности, которые отличают его от всех последующих этапов школьного образования. В этот период идет формирование основ познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях воспитания происходит становление самосознания и самооценки ребенка. А что такое благоприятные условия для осознания ребенком самого себя и окружающего его мира. Это условия, при которых учебный воспитательный процессы проходят на оптимальном уровне развития учащихся. Это создание благоприятной атмосферы познавательной деятельности учащихся, стремление к общению с товарищами, с учителями. Необходимо по-новому смоделировать процесс передачи знаний, жизненного и социального опыта от учителя к ученику, организовать сотворчество учителя и ученика, ученика и ученика.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, формы и методы обучения и воспитания.
Метод проектов относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной и воспитательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Наверное, поэтому при построении воспитательной системы класса очень хотелось, чтобы моим ученикам было интересно познавать мир, а для этого надо постараться шире раскрыть их творческие способности и уверенность в том, что каждый из них индивидуален и неповторим. Опираясь на цели и задачи воспитательной работы строится и система проектно-исследовательской деятельности. Планируются проекты, которые интересны детям, но вместе с тем приводят их к осознанию себя, своего места в коллективе и обществе.
Первым проектом, которые все ученики класса готовят совместно с родителями
«Давайте познакомимся». В этой творческой работе учащиеся 1 класса рассказывали о себе, своих интересах и увлечениях, привлекательных чертах своего характера. Все это отражается в фотографиях, картинках. Для того, чтобы было меньше робости, привлекаются родители и если ребенок что-то забывал ему на помощь приходили родные люди. Таким образом, этот проект ближе знакомит ребят класса, убирает неуверенность и робость, а взамен дает чувство коллектива.
Проект
«Что в имени моем». Ребята совместно с родителями рассказывают об истории своего имени, почему их так назвали, какие знаменитые люди носят такие имена.
Проект
«Моя семья». Каждый из ребят знакомит одноклассников со своей семьей, с ее традициями и обычаями. Всем хочется показать какая замечательная у него семья.Ведь в семье воспитывается не только личность, но и гражданин своей страны.
Проект
«Мой лучший друг». Девизом этого проекта стала пословица «Скажи мне кто твой друг и я скажу тебе, кто ты». Ребята рисовали своего лучшего друга, говорили о его положительных качествах, как их дружба влияет на каждого из них. Этот проект показал каждому из ребят, что такое дружба.
Проект
«Мой компьютер». Проект знакомит учащихся 1 класса с общими понятиями: монитор, блок, память, клавиатура. Цель проекта: закрепить новые слова и связать их с реальными объектами.
Очень интересны проекты
«Мой Казахстан»,
«Мой город» и
«Моя улица». Важно чтобы ребенок знал история своего государства, своего города. Воспитание чувства патриотизма. Девиз проектов: «Без прошлого нет будущего». Осуществляя работу над проектом, ребенок получает возможность самостоятельно (конечно, с помощью взрослого) найти ответы на свои вопросы.
«Я хочу вам рассказать…» Проект строится на том, что ребенку интересно.Тема свободная, но одно условия она должна быть интересной и доступной. Например: Богдан рассказал нам историю развития оригами, Тагир – историю возникновения пазлов. У Карины дедушка пасечник, она так много рассказала о пчелах, какие они бываю, на какие группы делятся. А потом все пошли в школьную столовую пить чай с медом. Даже для меня многие проекты были открытием. В классе 30 детей и если один ребенок получит 29 крупинок нового знания, то я думаю, стоит тратить время на помощь в их создании.
Иногда проекты выливаются в что-то более значимое, чем классная аудитория. Брат и сестра Чуйко Александр и Анастасия приняли участие в городском экологическом конкурсе. Сколько было радости у детей, когда школа заняла 1 место, а им дали грамоты. Как поднялась их самооценка и отношение к ним одноклассников.
Экологический многоступенчатый проект
«Покормите птиц зимой». Совместная работа детей и родителей. Много читали о том, как построить кормушку. Конкурс кормушек. Совместное с родителями вывешивали их в школьном дворе. Кормление тпиц после уроков. Установление дежурства по кормлению птиц. Каждый день дети приносили в класс, что новенькое о птицах.
«Разноцветная звездочка», где ребенок познает свой внутренний мир и через краски передает его. «Однажды на звездном небе что, то вспыхнуло. Все звезды собрались посмотреть. А это была маленькая звездочка и была она абсолютно белая…» Потом перед всем классом защищает свой проект.
Мини-проекты. Очень важно именно в младшем школьном возрасте реализовать общегигиеническое направление здорового образа жизни: показывать престиж здоровья, формировать привычки и навыки здорового образа жизни.
Проекты-экскурсии. Чувство гордости за свою страну, чувство патриотизма. Знания, которые до этого момента были теоретическими, на глазах детей приобретали реальные очертания.
Мое мнение, что проектную деятельность можно и нужно вводить в образовательно-воспитательный процесс. Это можно сделать на любом уроке, классном часе, экскурсии, просто в свободное от школы время. Конечно, на это педагогу нужно тратить время, но это стоит того. Когда видишь горящие довольные глаза ребят, когда поток информации невозможно остановить, когда из застенчивого ребенка вырастает ответственный, стойкий в своих взглядах человек, патриот своей страны, хочется думать, что все было сделано не зря. При использовании в образовательно-воспитательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение к старшим), мотивация, рефлексия и самооценка, осмысление последствий выбора и результатов собственной деятельности. Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность, учатся информационным технологиям.Проектная деятельность позволяет развить творческие способности детей, повысить уровень воспитанности.
Одним из главных направлений моей работы, является воспитание нравственных качеств личности в проектной деятельности. Учитываю возраст детей, нравственные проблемы детского коллектива, нравственные проблемы социума, в котором живёт ребёнок, уровень нравственного развития учащихся.
Проектная деятельность позволяет более активно вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс. Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они активно участвуют в управлении учебно-воспитательным процессом в школе и в своих классах.
А главное в работе над проектами то, что не нарушается целостная картина мира, которую младший школьник привык видеть.