НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Анатолий Николаевич, мне приятно, если данная игра окажется для Вас полезной. Вс...
Альбина Геннадиевна, рада быть полезной. Успешной Вам работы с детьми.
Спасибо за шикарную игру, Надежда Георгиевна.
Лидия Петровна, благодарю за внимание и поддержку! Всегда рада Вас видеть!
Татьяна Анатольевна, благодарю за внимание к работе и позитивный комментарий.Все...
Зоя Андреевна, спасибо, что зашли на мою страничку.Спасибо за добрые слова.
Наталья Николаевна, благодарю за интерес к работе.Всего наилучшего!

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе

Психология

27.10.2017


Загруженность не всегда позволяет педагогу – психологу уделить время просмотру специальной литературы, чтобы там найти необходимый для работы с детьми материал. Поэтому целью статьи является помочь школьным психологам вспомнить некоторые моменты работы с одаренными и талантливыми учащимися.

Будущее человеческой цивилизации зависит исключительно от реализации способностей талантливых детей. Поэтому проблема детской одаренности в последнее десятилетие вызывает все больший интерес. Опыт работы педагогом-психологом в школе показал, что мы должны предоставить неординарным способностям таких детей пространство, которое сохранит в них игровое начало и разовьет как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности.

При создании модели психолого-педагогического сопровождения педагог–психолог разрабатывает план психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, опираясь на программу школы. Эффективность в работе с такими учащимися может быть достигнута через реализацию следующих этапов.

1 Этап. Педагог-психолог изучает теоретические источники по данной проблеме, отбирает диагностики в соответствии с возрастными особенностями учащихся, повышает уровень психологической культуры педагогов по данной проблеме через разнообразные формы деятельности. Для психологического просвещения родителей талантливых учащихся организуются консультации, тренинги, практикумы в рамках работы Консультационного пункта, Школы для родителей, Родительской гостиной.

2 Этап. Первичная диагностика проводится с помощью анкетирования родителей, экспертного опроса педагогов и диагностических тестов для учащихся.

Диагностика должна быть направлена на изучение трех моментов:
1) уровень интеллектуального развития общих способностей;
2) уровень мотивации к реализации своих склонностей и интересов;
3) уровень креативности и творчества.

Практика работы педагогом – психологом показала, что самыми информативными методами для изучения уровня умственного развития являются: методика диагностики общих умственных способностей детей 6-12 лет, стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Школьный тест умственного развития ШТУР, тест Векслера. Для определения уровня креативности используется тест креативности Торренса, для выявления уровня формирования мотивации проводится методика «Лесенка побуждений», анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой, изучение мотивации достижения успехов. Дополнительно проводятся в каждой параллели диагностические тесты, направленные на изучение личностных особенностей, профориентационных интересов одаренных и талантливых учащихся, наблюдения окружающих людей (родителей, учителей), анализ увлечений и достижений учащихся в учебной и внешкольной деятельности.

3 этап. На основе результатов первичной диагностики определяется круг детей, у которых есть признаки различных видов одаренности, результативность участия в учебной, художественной или спортивной деятельности (победители олимпиад, спортивных и художественных соревнований и конкурсов). Формируется банк данных одаренных и талантливых учащихся, разрабатывается индивидуальная программа психолого–педагогического сопровождения, заполняется карта индивидуального развития и отслеживается динамика.

4 этап. Для организации коррекционной и развивающей работы с одаренными учащимися проводятся занятия по развитию познавательной сферы, коррекции эмоционально-волевой сферы, занятия по психогигиене (адаптации, тревожности и прочее). Учащиеся 1-4 классов с признаками одаренности определяются в группы и занимаются с педагогом-психологом по курсу «Учусь мыслить творчески». Программа рекомендована для использования в общеобразовательных школах научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь и позволяет поэтапно формировать у учащихся творческие и коммуникативные способности, побуждает детей к активности, самостоятельности, воспитывает взаимовыручку, коллективизм, уважительное отношение друг к другу.

В 5-11 классах школы педагогом-психологом проводятся тренинговые и коррекционно-развивающие занятия с талантливыми учащимися, участниками олимпиад школьного, районного, городского и республиканского уровня. Основным методом работы является психологический тренинг. Разработка тренинговых занятий, которые используются в работе педагога – психолога, опубликованы в статье «Психологический тренинг: как подготовить к олимпиадам одаренных детей?». Для повышения эффективности воздействия тренинга в работе с одаренными учащимися можно использовать упражнения с метафорическими картами и открытками. Например, в тренинговой работе эффективно можно применять набор открыток «Узнай себя в сказочных образах» Надежды Огненко, для индивидуальной коррекции лучше использовать «Карты чувств и эмоций для обретения гармонии» Елены Кораблевой. При работе с метафорическими картами и открытками исследуется внутреннее пространство личности, обогащается человек глубокими и приятными переживаниями. Их можно использовать при выборе профессии, когда выбор можно предложить каждой из героинь, в соответствии с ее способностями. Таким образом, психологический тренинг – активная форма воздействия на психику талантливого ребенка.

5 этап. Педагог-психолог проводит анализ и систематизацию материалов диагностики, отслеживает динамику индивидуального развития по результатам коррекционно- развивающей работы с одаренными и талантливыми учащимися. На основе аналитической деятельности вносит коррективы в индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения, разрабатывает рекомендации при консультировании для учащихся и их родителей.

6 этап. Педагог-психолог оказывает психолого-педагогическую поддержку и методическую помощь учителю, классному руководителю по выработке стиля эффективного общения с талантливым ребенком, адекватной оценки его поступков, понимание его поведенческих проявлений, защита интересов ребенка, ориентация на его личностное развитие, выявление проблем одаренных детей

Работа по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей– это сложный процесс. Он требует от педагога-психолога знаний в области психологии одаренных и их обучения, личностного роста, а также тесного сотрудничества с педагогами, администрацией и обязательно с родителями. Это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящий удовлетворение.

Автор: Ковалева Елена Адамовна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


2628
0



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт