НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Надежда Радионовна, огромное спасибо Вам за игру! Давно отрабатываем эту тему, а...
Большое спасибо, Елена Владимировна! Начали читать поэму. Ваша помощь очень кста...
Галина Геннадьевна, спасибо! Оценка коллег всегда радует! Пусть участники прохож...
Благодарю, Наталья Александровна! Шикарная работа! Так и хочется скорее провести...
Большое спасибо, Ольга Михайловна, за видеоролик! Скачала,очень люблю песни о Ма...
Любовь Николаевна, я тоже там в этом году побывала. Впечатление осталось до сих ...
ОНЛАЙН

Роль дополнительного образования в формировании положительных личностных качеств подростков

Воспитание

07.09.2017


«Жить — значит меняться, меняться — значит взрослеть, а взрослеть — значит непрестанно творить себя самого».

Анри Бергсон


Работая более 30 лет педагогом дополнительного образования, я стараюсь создавать благоприятные условия для формирования положительных личностных качеств учащихся. Особенно сложный для воспитания подростковый возраст, с чем согласятся, наверняка, многие родители и педагоги.



В организме растущего подростка происходят физические и психические изменения. Для подростков характерныперемены настроения, раздражительность, критическое восприятие и повышенные требования к окружающим, сложности в отношениях с друзьями, родителями, появление новых кумиров, повышение финансовых требований, собственное мнение в выборе профессии. Именно в подростковом возрасте формируются основы мировоззрения, ценностные ориентации, устойчивость к негативным влияниям, самооценка, опыт самореализации.Атмосфера доверия, любви и взаимоуважения в семье во многом помогает пережить трудности переходного возраста.

Часто родители самоустраняются от воспитания и личностного развития своих детей, предоставляя это школе и дополнительному образованию.
Дополнительное образование предлагает подросткам возможность в выборе интересов, будущей профессии, расширяет и углубляет потребность школьников в саморазвитии. Одной из задач дополнительного образования является воспитание у подростка социальной активности, самостоятельности, ответственности, дисциплины, коммуникабельности, гражданской позиции личности, способной ориентироваться в современных условиях.

В достижении этой задачи я использую следующие принципы:



Воспитание личности в коллективе

Дети, обделенные родительской заботой и вниманием, больше других нуждаются в общении. Именно вколлективе приобретается положительный социальный опыт, основанный на сотрудничестве и взаимопомощи, соблюдении этических норм, формируются доброжелательность, уважение и самоуважение.

Связь воспитания с жизнью

В результате участия в конкурсах, соревнованиях, требующих физического и эмоционального напряжения, возникают разнообразные сложные ситуации. Выбирая правильное решение, у подростков формируется определённый стереотип поведения, адекватная самооценка. Одной из форм работы может быть беседа с обсуждением выступлений, просмотром видеороликов и фотографий с выступлений.

Организация воспитательного досуга

Культурно-массовые и досуговые мероприятияукрепляют дружбу, ограждают подростков от нежелательных контактов со стороны.

Авторитет товарищей

Наблюдая зауспехами товарищей, новичкистараются подражатьим не только в конкретных делах, но и в поведении. Успехи в конкурсах, соревнованиях дают возможность самореализации, появляется уверенность в себе, стимул к дальнейшему развитию, тренировке силы воли, дальнейшим занятиям.

Здоровьесбережение

Здоровьесберегающие технологии, широко применяемые в дополнительном образовании, являются профилактикой здорового образа жизни. Такие мероприятия и акции, как «День физкультурника», «Наркотикам – нет!», «Зимние игры» и другие, демонстрируют молодежи, что можно жить без алкоголя и наркотиков.

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход необходим какв обучении, так и в воспитании. Знание особенностей каждого подростка, уровня его развития, социальной характеристики помогает избежать конфликтов в коллективе.

Трудовое воспитание

Участие в социальных и учебных проектах «Моя малая Родина», «Чистый берег», в работе летних трудовых лагерейпо проведению субботников, озеленению территорий, уборке памятников, территорий рек и водоемови др., дает положительные результаты, подростки осознают значимость мероприятий ипозволяют ощутить свой вклад в коллективное дело.
Уважительное отношение к личности

Требования к исправлению ошибок или проступков не должно сопровождатьсягрубой лексикой к провинившемуся подростку, оскорблять его личное достоинство.

Нравственное и гражданское воспитание

Гражданско-патриотические мероприятия, такие, как патриотический форум «Дорогами войны», акция «Бессмертный полк», День неизвестного солдата, уроки мужества, конкурсы военно-патриотической песни, формируют у подростков устойчивую жизненнуюпозицию, установку на выполнение долга перед Родиной, родителями, развивают мотивацию к их достижению.

Работа с родителями, со школой

Родители должны стать союзниками педагогов в вопросах воспитания. Необходим контакт и со школьными учителями. В рамках работы с родителями в объединениях проводятся не только родительские собрания, но и совместные мероприятия для детей и родителей. Объединение общих усилий помогает достичь не только хорошего учебного результата, но и дают положительный воспитательный эффект.

Опыт работы показывает, что занятия в объединениях дополнительного образования способствуют повышению общего интеллектуального уровня, формированию мировоззрения, укреплению здоровья и физической подготовки подростков, формирование интересови нравственных ценностей, эталонов правильного поведения, повышают устойчивость к негативным социальным явлениям.

Автор: Полшкова Виктория Валерьяновна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


2943
6

81059
#5 | 28.11.2017 | 09:32 | 1 [Материал]
Виктория Валерьяновна, спасибо за интересную и полезную статью. Интересно с Вами детям.

vikusik46
#6 | 20.03.2018 | 06:47 | 0 [Материал]
Елена Дмитриевна, спасибо за отзыв, рада быть полезной! Извиняюсь за поздний ответ, не увидела вовремя!

shirokovala
#2 | 15.09.2017 | 16:49 | 1 [Материал]
Виктория Валерьяновна, всё разложили по полочкам. Спасибо за статью.

vikusik46
#3 | 28.11.2017 | 07:18 | 0 [Материал]
Светлана Юрьевна, спасибо за внимание к работе!

GOR154
#1 | 10.09.2017 | 17:02 | 1 [Материал]
С интересом прочла ваш материал,Виктория Валерьяновна! Великое дело делаете! Так держать!

vikusik46
#4 | 28.11.2017 | 07:19 | 0 [Материал]
Марина Юрьевна, спасибо за отзыв!



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт