Эти три вещи: разум, действия, речь –
и есть соль жизни. - Ян Амос Коменский
Общаясь с родителями, мне нередко приходится слышать: «Зачем нам идти к логопеду в школе? Мой ребёнок все звуки говорит нормально» или «А что логопед делает в школе? Мы в саду занимались». В связи с этими и подобными вопросами возникла необходимость на них ответить.
Очень многие родители считают, что логопед – это тот, кто учит правильно «говорить букву Рэ», исправляет неправильное произношение. Конечно, частично эти люди правы, но это лишь малая часть, чем занимается учитель-логопед. В первую очередь стоит обратить внимание, что глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом. Это не только звукопроизношение и артикуляционная моторика, но и фонематические процессы (узнавание, различение звуков), лексика (словарный запас), грамматический строй, связная речь и, конечно же, письмо и чтение. Помимо этого на логопедических занятиях проводится работа по развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления), ручной моторики, формированию учебных навыков и предпосылок обучения грамоте.
Родители, отправляя своих детей в первый класс, искренне надеются, что они будут учиться на одни четверки и пятёрки. Но бывает, случается по-другому, начинаются школьные будни, а вместе с ними приходят и проблемы в учёбе. В тетрадях и прописях грязь, множество исправлений, замечаний учителя, а буквы пляшут над строчками, меняются местами и даже зеркально переворачиваются… В большинстве случаев это говорит не о лени ребенка, а о его проблемах.
Во избежание подобных неприятностей, родителям нужно знать, что если ребёнок пришёл в первый класс с нарушениями произношения, то освоение им письма и чтения значительно усложнится. Неисправленное вовремя звукопроизношение тормозит развитие письменной и устной речи ребёнка. Коррекцией речи необходимо заняться как можно раньше.
Опросите родителей первоклассников, имелись ли у ребенка до школы нарушения устной речи, занимался ли он с логопедом, посещал ли речевой детский сад. Такие дети попадают в группу риска, у них могут возникнуть трудности с освоением письма и чтения, поэтому они должны находиться под особым контролем у школьного логопеда.
Работа логопеда в школе значительно отличается от работы логопеда в детском саду или поликлинике. Школьный учитель-логопед занимается исправлением не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими нарушениями чтения и письма, а также их предупреждением.
Логопедические занятия не являются дополнительной образовательной услугой. Коррекционная работа ведётся параллельно с основным образовательным процессом, способствует лучшему освоению учащимися программы, делает учёбу доступной и понятной для всех учеников, испытывающих трудности.
Многих школьных трудностей можно избежать, если родители вовремя обратят внимание на успеваемость, поведение, уровень развития мышления и речи у своего ребенка. Прогноз дальнейшего развития детей с недостатками речи при своевременной целенаправленной помощи чаще всего благоприятный. И родители, и учителя должны понимать, что сам ребенок не сможет справиться с подобными проблемами, ему требуется квалифицированная помощь специалиста. В школе таким специалистом является учитель-логопед.
К сожалению, в последнее время ставки школьных логопедов сокращаются, а количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, с каждым годом растёт. Если в вашей школе есть логопед, вам определённо повезло. Постарайтесь следовать его рекомендации, найдите время для посещения занятий, обратитесь к нему за советом. Помните, проблемы проще предотвратить, чем устранять последствия.