«Образовательное событие – это акт взаимодействия учителя и ученика, вызвавший изменения в личности, очевидный для самих участников» (Р.В.Селюков) Образовательные события направлены на формирование определенных навыков, помогающих осваивать пространства неизвестного — не лежащего в опыте или неосмысленного опыта. Событие несет функцию сопровождения человека в обозначенной теме, ее проживания и переживания, «пропускания через себя», когда ощущаются прежние границы представлений о себе и нащупываются новые.
На примере нескольких уроков, я постараюсь показать, что событийность очень важная составляющая в процессе обучения и воспитания на уроках музыки.
1. Тема «Музыка из м/ф и кинофильмов» проходит в форме игры «Угадай мелодию» Это итоговое занятие, которое в игровой форме помогает определить качество усвоенного материала. Эта игра развивает в учащихся быстроту реакции, чувство коллективизма, а также умение получать радость от совместного творческого процесса.
Учащиеся делятся на две команды. Допустим, команда «Смешарики» и команда «Фиксики» . Название знакомых персонажей у ребят вызывает радость и положительный настрой. Учитель предлагает придумать приветствие команд. После чего начинается игра.
Очко может получить не только команда, первая угадавшая песню, но и команда, которая дружнее исполнит эту песню. Этот момент очень хорошо организует команды. И ребята с большим удовольствием поют знакомые песни из м/ф и детских фильмов.
Здоровый дух соперничества тоже создает некую интригу, что делает игру более динамичной, эмоциональной. Победители получают дипломы. (Обычно побеждают обе команды). Атмосфера свободного коллективного пения, смех, радостное настроение царит на протяжение всей игры. Стираются все границы, уходят страхи и зажимы. Это очень важный момент, так как многие дети любят петь, но стесняются перед классом. А в этой игре все как единое целое, как один организм.
И это действительно для ребят событие, которое помогает им раскрыться и поднимает настроение, снимает эмоциональное напряжение. Что в конечном счете и является нашей задачей.
2. Тема «Космический пейзаж» Благодатная тема для создания из этого урока события. Можно сделать в форме межгалактического путешествия. Побывать на разных планетах, где у каждой планеты будет своя характерная музыка. Например, на Марсе будет звучать «Спейс», на Венере звуки электронных инструментов в жанре DubStep , на Юпитере витает музыка Ч.Айвза, а на какой - то планете, название которой мы не знаем, живут инопланетяне, которые не разговаривают, а только поют, как это делает Дива Плавалагуна из к/ «5 элемент».
Сам полет можно сделать красочным. Под космическую музыку на экране мелькают звезды, пролетаю кометы. Ребята лазерными фонариками создают световые эффекты.
Вернувшись на землю, открываем творческую мастерскую. Дети рисуют свой космический пейзаж, кто на бумаге, кто на планшетах. Из этих рисунков можно в последствии сделать космическую выставку.
Разминку делаем, изображая роботов, под современную музыку.
Играем в различные игры, например «Звуки космоса». Ребята в микрофон издают звуки, которые по их мнению звучат в космосе.
Итогом этой темы может стать межгалактический концерт пришельцев, где ребята придумывают сами себе костюмы пришельцев и готовят любые номера. И этот урок действительно становится событием для детей. Кабинет можно украсить светящимися звездочками. Парты можно сдвинуть в форме межгалактической базы. Выбрать ведущего - самого раскрепощенного ребенка. Посадить диск-жокея. Кто очень стеснительный, можно выступить при погашенном свете под свет лазерных фонариков и светящихся звездочек.
Свобода выбора номера, самостоятельная работа над дизайном костюма развивает творческий потенциал детей, умение самостоятельной работы.
3. Тема «Музыка XXI века». Урок пройдет в форме конкурса «Две звезды» I тур. Ребятам предлагается самостоятельно выбрать себе пару и определиться с исполняемой песней. В виде домашнего задания учащиеся самостоятельно выучивают в дуэте песни. Сами ищут фонограммы. Это развивает их умение самостоятельной работы с интернетом.
На уроке создается жюри из тех ребят, которые совсем не могут или боятся петь, а также выбираются конферансье. Остальные учащиеся исполняют подготовленные композиции. Жюри выбирает три пары победителей.
II тур. Три пары исполняют предложенные учителем песни, пройденные раннее на уроках.
Победителя уже определяет весь класс, в качестве зрительских симпатий. Та пара, которая получила больше оваций и становится победителем.
В классе царит волнение и творческая атмосфера, участники, не попавшие во второй тур, становятся зрителями и поддерживают своих одноклассников. Урок проходит на одном дыхании. Все задействованы и причастны к происходящему. Поэтому равнодушных нет и у всех этот конкурс вызывает живой интерес. Каждый проявляет свои способности. Каждый чувствует себя значимым и это очень важный момент в воспитание личности. Этот урок тоже будет для ребят событием. Так как каждый почувствовал себя артистом.
4. Тема «Танцы, танцы, танцы» О танцах можно говорить бесконечно. Можно, конечно, показать детям много различных роликов профессиональных исполнителей, но событием для ребенка становится тот момент, когда он видит танец, исполняемый знакомым ему человеком (учителем или одноклассниками или когда танцует сам). Одним из таких уроков будет «Танцевальный марафон».
Класс освобождается от парт и стульев.
1. Учащиеся делятся на две команды (команда девочек и команда мальчиков). Учитель стоит посреди класса и под музыку показывает различные движения. Дети повторяют за учителем. Затем создаются пары (мальчик, девочка) и повторяются те же движения, но в паре (например джайв).
2. Танцевальная игра:
Ведущий кружится с закрытыми глазами и останавливается, указывая рукой на одного из учеников. Ученик выходит к ведущему, который задает ему задание, напр.; станцевать определенный танец. Так несколько раз, давая возможность тем самым просолировать, а так же по импровизировать.
3 Если в классе есть танцующие пары (бальники) можно устроить показательное выступление.
4. Все дети становятся в круг и танцуют хоровод.
5. Закончить все дискотекой под современную музыку.
Этот урок для детей тоже является событием, т.к. во время танца дети раскрепощаются и к концу урока детей просто не остановить. Уходят они разгорячённые, с хорошим настроением и позитивным настроем.
5. «Битва хоров» Одна из форм итоговых уроков. В течении четвери на уроках изучался различный песенный материал. А в конце четвери все классы собираются в актовом зале на «Битву хоров»
Участвуют все ребята класса. Каждый класс учит по три песни (т.к в параллели три класса).
В жюри сидят классные руководители классов. Они же и вытягивают песни, которые будут исполнять ребята. Каждый класс должен придумать название и визитную карточку своему коллективу.
Под музыку и объявление ведущего на сцену поднимаются все участники. Представляют свои коллективы. Проходит жеребьёвка, и на сцене остается коллектив под первым номером. Все по порядку исполняют свои песни.
Пока жюри подводит итоги, все хоры вместе поют под караоке популярные песни. Этот момент очень важен. Ребята слышат себя со стороны, на сколько мощно и красиво может звучать большой хор. Это делает мероприятие действительно событийным. И вот наступает момент награждения. Лучший хор можно наградить поездкой на конкурс. Конечно же, все участники награждаются сладкими призами. Для ребят это мероприятие действительно праздник. Большое событие. Там присутствуют родители и их оценка - самая большая награда.
Итак, я постаралась показать, насколько важны такие уроки, которые являются событием в учебном процессе. На таких уроках дети могут проявлять все свои способности, безболезненно для себя раскрывать свой творческий потенциал. И конечно же, это одна из лучших форм закрепления и проверки пройденного материала.
Е.В.Филаева учитель музыки ГБОУ гимназия № 399 Красносельский район, Санкт-Петербург.