На современном этапе обществу требуются люди с нестандартным мышлением, творческие, креативные, умеющие решать актуальные задачи и формулировать перспективные цели.
Задача российского образования – создать условия для развития способностей учащихся.
Я считаю, что в каждом ребенке есть скрытые возможности, задатки к какому-либо виду деятельности – интеллектуальной, музыкальной, художественной, спортивной и т.д. Задача педагога – разглядеть эти задатки, найти в них скрытый природный потенциал, развивать и поддерживать его, формировать у детей творческую компетенцию.
Говоря словами В.А.Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
Выявление и развитие одаренных и способных детей – одно из приоритетных направлений моей работы. Я стараюсь помочь детям максимально раскрыть свои способности, добиться высоких результатов в конкурсах, олимпиадах, проектной деятельности, стараюсь учить их мыслить, рассуждать, анализировать, искать ответы на вопросы, самостоятельно находить информацию, перерабатывать полученный объем знаний и умело использовать его.
Не каждый человек может развивать свои природные задатки и способности, многое зависит от семьи, школы и дополнительного образования, поэтому необходимо проводить работу в данном направлении в сотрудничестве и взаимодействии с родителями и классными руководителями обучающихся. А самое важное – у ребенка должна быть внутренняя мотивация и целеустремленность.
С родителями проводятся индивидуальные беседы, консультации, анкетирование, благодаря которым происходит совместное «раскрытие» личных качеств ребенка, что определяет направление индивидуальной работы, помогает вместе справиться с проблемами в обучении и воспитании.
Работа с одаренными и способными детьми в студии «Орфей» ведется системно. Создана и постоянно обновляется база одаренных детей, бумажные и электронные портфолио, в котором прослеживается личностное развитие учащегося и его самореализация.
По итогам работы я выявляю одарённых и мотивированных детей, что позволяет выстраивать совместно с учащимся индивидуальный образовательный маршрут, траекторию его творческого развития.
Индивидуальный образовательный маршрут – это мониторинг личностного роста учащегося, в котором представлена динамика индивидуальной работы с конкретным вокалистом:
• В диагностической карте «Музыкальное тестирование» представлены стартовые вокальные данные учащегося на начало каждого учебного года: музыкальный слух и чистота интонирования, чувство ритма, дыхание и сила голоса, дикция, мышечная свобода, эмоциональность, уверенность в своих силах.
• Определены задачи на учебный год.
• Показаны результаты по освоению образовательной программы, результаты участия в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, самореализация и рост обучающегося.
Программа «Ступени к мастерству», по которой ведутся занятия в студии, рассчитана на пять лет обучения, по желанию, возможно и более. В случае необходимости, допускается ускоренное обучение по индивидуальному образовательному маршруту. В зависимости от стартового уровня вокальных данных, учащийся может осваивать программу с первого или последующих годов обучения, т.к. программа может быть адаптирована к любому учащемуся студии.
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как проектная, исследовательская деятельность, которые помогают максимально реализовать потенциальные возможности развития способностей.
С целью вовлечения одаренных детей в исследовательскую деятельность, проводится работа по подготовке проектов.
Так, изучая предметы старины, мы подготовили проект «Как утюжили наши предки», который был представлен на конкурсах, краеведческих чтениях и конференциях от муниципального до всероссийского уровня. С каждым конкурсом проект дорабатывался, совершенствовался, в итоге занял I место на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ «Радуга искусств через призму науки».
Затем последовали новые проекты: «Иван Купала», «Профессии наших родителей», «Помоги зимующим птицам», «Твори добро», «Бессмертный полк». Для дистанционного проекта«Неизвестные лица Второй Мировой» учащиеся собирали материал о своих прадедах-участниках Великой Отечественной войны, их работы вошли в Книгу подвига героев Второй Мировой войны. Одна из наших работ стала призером Всероссийского Интернет-конкурса презентаций «Скажи спасибо лично», посвященного 70-летию Великой Победы, другая получила сертификат за участие. Работы учащихся публикуются на личном педагогическом сайте «Ступени к мастерству», на Современном учительском портале.
Проектная, исследовательская деятельность – это сложная, кропотливая работа, требующая терпения, усидчивости, любознательности,осуществляется сознательно под руководством педагога и родителей, направлена на решение практических задач, связанных с получением новых знаний, расширением кругозора, развивает логическое мышление учащихся.
С целью стимулирования вокальной творческой активности детей в 2014 г. мной разработан проект «Ступени к мастерству». Цель проекта – создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных и способных детей.
Проект реализуется через программу «Ступени к мастерству» и Открытый вокальный конкурс, который проводится 4 раза за учебный год.
Концепция проекта – создание позитивного социального пространства, в котором присутствует сотворчество детей, педагогов, родителей, общественности, направленное на раскрытие творческого потенциала юных вокалистов, выявление, развитие и поддержка одаренных детей. В результате участия в конкурсе предполагается максимально раскрыть возможности каждого ребенка, развивать артистические способности, подготовить детей с ярко выраженными вокальными данными для дальнейшего участия в конкурсах и фестивалях.
Показателями результативности проекта являются увеличение числа конкурсантов и количества занятых призовых мест. За 2014-2016 учебный годы в конкурсах проекта «Ступени к мастерству» приняли участие семнадцать объединений из одиннадцати учреждений Каменского района, всего 227 участников.
Эффективность работы моей системы учебной и воспитательной деятельности доказывается результатами моих учащихся на фестивалях и конкурсах различного уровня. Так, за период с 2011 по 2015 гг. 75 учащихся студии «Орфей» стали призерами на муниципальном уровне, 19 – на региональном и 29 на Всероссийском и международном уровне.
В студии есть дети, которые увлекаются художественной фотографией, компьютерной графикой, литературным творчеством. Я стараюсь создать условия, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, развивать свои творческие способности, формировать самооценку, привлекаю детей к участию в творческих конкурсах. Учащиеся студии стали призерами муниципальных и региональных конкурсов: «Пожарная безопасность глазами детей», «Безопасное движение», «Мир глазами детей», «Стану я природе другом», Всероссийских и международных конкурсов: «Радуга творчества», «Звезды нового века», «Таланты России» и других.
В 2016 году учащиеся студии «Орфей» принимали участие во Всероссийском сетевом проекте «И нет лучше этого места на свете», посвященном малой Родине. У ребят раскрылись новые творческие способности и коммуникативные навыки. За время работы над проектом мы побывали на экскурсиях в городском краеведческом музее, музее народного быта, Зале воинской Славы, повстречались со знаменитыми людьми нашего края, научились работать в команде, познакомились с работами других команд, научились анализировать и оценивать свои работы и работы других команд, грамотно выражать свои мысли при написании комментариев-отзывов, создавать онлайн-презентации, онлайн-стенгазеты.
В результате работы над проектом мы подготовили презентации о музее народного быта, зале воинской Славы, о мемориале «Площадь Победы», мемориале «Школа №1», нашли много информации о знаменитых земляках, написали пять стихотворений, два сочинения, создали видеоролик и две стенгазеты о родном крае. Обе команды прошли все шесть станций и стали победителями проекта.
Работе с одаренными, мотивированными, творческими детьми уделяется большое внимание на занятиях: это дифференцированное обучение, творческие задания, использование новых технологий и методов обучения. Целенаправленная работа помогает развивать в детях их природные задатки и творческие способности, коммуникативные навыки, помогаетучащимся стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, определиться в будущем.
Для успешной работы с одаренными детьми налажено материально – техническоеобеспечение. Оно включает: пополнение фонотеки, методического обеспечения, обеспечение необходимым оборудованием и материалами.