Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь. - Аристотель
Кажется, что совсем недавно я переступила порог родной школы, в которой должна была начать свою педагогическую деятельность. И вот за плечами уже более тридцати лет стажа. Казалось бы, столько прожито, столько сказано, но самое главное, что понимаю сейчас, - это собственное предназначение. Я учитель литературы. Именно литература помогает нашим ученикам постигать жизнь, видеть прекрасное и низменное, учит жить так, чтобы (немного смысл высказывания изменю) «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Новые технологии внедряются в процесс образования, новые приёмы и методы используют учителя на своих уроках, но ничто не сможет заменить роль самого учителя - это роль воспитателя, наставника,
В этом году взяла два пятых класса, в начале учебного года предложила им составить синквейн со словами «русский язык», литература». Мне хотелось бы, чтобы дети в нескольких строчках смогли передать своё отношение к двум предметам из учебного плана. То, что написали мои ученики, как нельзя лучше передаёт наше общее состояние.
Русский язык интересный, познавательный обучает, развивает, увлекает делает человека более грамотным богатство
Литература увлекательная, захватывающая учит, объясняет, наставляет помогает понять окружающий мир открытие
Мне кажется, что мои ученики понимают значимость этих двух предметов: русский язык и литература являются для большинства из них богатством, открытием.
Так ли учу? Так ли пытаюсь открыть своим ученикам этот сложный мир, который окружает нас? Думаю: ответ на этот вопрос можно найти в том, кем стали мои ученики. Среди них есть хорошие юристы, успешные предприниматели, замечательные педагоги, известные режиссёры. Но самое главное, что среди моих учеников огромное количество добрых и отзывчивых людей, готовых прийти на помощь, оказаться рядом с теми, кто нуждается в поддержке.
Так ли учу? Всё ли делаю я для того, чтобы мои ученики стали настоящими людьми? Думаю, что мои уроки помогают мне в этом! Иначе не назвали бы дети их открытием для себя и настоящим богатством.
Елена Владимировна, я всегда говорю своим ученикам, что в школе есть только два предмета, которые учат жизни, человеческому становлению, развитию личности. Это литература и история. Солидарна с Вами и Аристотелем, конечно,))). Главное в школе- воспитание. Воспитанный человек и учиться будет , и для себя, и для людей, и для Родины.
Да мы с Вами, Алла Николаевна, во всём придерживается единого мнения! Правы Вы: только воспитанный человек думает и о себе, и о Родине...Перед ним столько дорог открыто, столько возможностей!!!
Вопрос очень хорший. А вот ответ на него может не только для Вас показаться неожиданным. Все учат не так. Даже при лучших технологиях обучения. Вы думаете цифровые технологии верх совершенства? Нет и еще раз нет. Единовластие гуманитарных наук, таких как педагогика, психология, не вечно. Короче, объективные законы обучения не заменят радение, состояние души и многое другое.
А состояние души очень трудно поддерживать! Обязательно должна быть поддержка, иначе наступит "выгорание", о котором у нас так любят говорить, и тогда уже в школу никогда этот учитель не вернётся.
Я думаю, вопрос, который возник в Вашей голове, возникает у каждого учителя, радеющего свое дело. Иногда, у тебя нет сил, времени, а ты все равно, делаешь то, что заранее запланировал в своей голове и понимаешь: что это правильно, так - надо. Не зря многие пишут, что учитель - это состояние души, когда ты готов пожертвовать своим временем, увлечениями, личными отношениями ради детей, ради будущего...