Битюцкая Наталья Павловна, Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 35 г. Златоуста Челябинской области
Воспитание подростка – самый важный процесс в школе. Я не согласна с теми педагогами, которые говорят, что пришли не любить, а учить. Без любви мы ничему не научим. Тем более сегодняшних детей, семейной любовью не избалованных. Обездоленных.
Многие социально-психологические особенности и проблемы современных школьников берут начало в семейном воспитании. Сразу оговорюсь, что не хочу обидеть адекватных родителей, хотя их стало катастрофически мало по той грустной причине, что сегодняшние родители – дети перестройки, в большинстве своём даже не подозревающие о правилах и способах общения с собственными чадами (некоторые удивляются тому, что с детьми вообще нужно разговаривать!).
Пример из практики. Седьмой класс у меня хороший, дети – спортивная команда. Учащиеся в большинстве своём умненькие, старательные, по сравнению со среднестатистическим школьником – достаточно воспитанные. Рассказываю на родительском собрании о том, как необходимо перестраивать стиль общения с детьми во время переходного возраста, чтобы не потерять с ними дружеского контакта. Рассказываю и вижу: одни родители кусают губы, другие начинают нервно подхихикивать, третьи – хмурятся, не понимая, о чём идёт речь.Прошу поделиться мнением о поведении ребёнка дома, и выясняю, что треть родителей не знают, как зовут лучшего друга/подругу сына или дочери, с которым, заметьте, в собственном доме встречаются практически ежедневно.
- А как же вы общаетесь? – спрашиваю. - А зачем? Мне это неинтересно.
Следующий вопрос – кем хотел стать ребёнок до школы, и изменились ли его профессиональные интересы. Из двадцати пяти учащихся только семь мам знают о дошкольном выборе своего ребёнка, две – о нынешнем. Остальным либо не интересно, либо всё равно. Варианты ответов: «Ещё пятьсот раз изменят выбор»; «Куда скажу, туда и пойдёт». Вопрос о любимой книге, о фильме, который смотрели вместе (и, боюсь спросить, обсуждали?) вызывает смех: «А это кому-нибудь нужно?»
Чем оправдываются такие родители? Они работают. Круглосуточно. То есть, тем же, чем оправдывали себя их родители, доведённые до отчаяния невыплатой зарплаты, развалом государственных предприятий… Им, нынешним бабушкам и дедушкам, сейчас стыдно. Они признают свою вину. Свою, заметьте. И не перекладывают её на страну, поставившую людей в такие условия. Стараются воспитать во внуках доброту, вежливость, внимание к людям. Да, я с пятого класса приглашала на родительские собрания мам и пап вместе с бабушками и дедушками. Они оказывали мне большую моральную поддержку, без которой вряд ли удалось бы наладить контакт с родителями, проявляющими внимание к собственным детям только на родительских собраниях и только в претензиях к учителям.
Спрашиваю, кто сегодня пожелал своему ребёнку доброго утра, доброго дня. В конце концов, поздоровался с ним. Смотрят ошарашенно: «Мы же вечером виделись!» А один из ответов озадачил уже меня: «Зачем здороваться, мы же в одной семье живём?» Получается, по отношению к чужим людям вежливость применима, а для своих – не нужна? Не нужно желать своим любимым здоровья, счастья, добра? Не стоит согревать их своей заботой и добрым словом?
Я осознаю, что эти люди – жертвы перестройки. И вижу: большинство из них старается обеспечить детям счастливое детство. По их мнению, это игра в престижной спортивной команде, дорогая куртка (одна на все случаи жизни – и попробуй испачкать!). И в это же время – ребёнок не будет есть в столовой, потому что там плохо кормят. И не верят детям, которые говорят, что кормят хорошо. В их школьные годы им всё казалось ужасным. На том и выросли. А дети друг у друга выпрашивают конфету, кусочек яблока, булочки… Вы представляете, сколько калорий тратит организм подростка-спортсмена, если у него две тренировки в день – утренняя и вечерняя?
Следовательно, вся забота родителей направлена на внешнее, чтобы соседи видели достаток, а ребёнок… обойдётся без еды? Одна мама говорит мне который год: «Я своего сына хорошо воспитываю, у него всегда дорогие и красивые рубашки…» Так она понимает значение слова «воспитание».
В пятом классе родители молчали, приглядывались к школе и ко мне. А в седьмом я стала собрания проводить по два раза в четверть. Мы это назвали родительским лекторием. И все эти годы я удивляюсь: с детьми мне легко и комфортно, а родители проблемные. Дети с удовольствием проводят генеральные уборки, готовят родителям подарки к праздникам. А родители устраивают истерики, если ребёнок рассказал, что вызвался вымыть доску. Именно эти родители учат своих чадушек оговаривать учителя – с целью защититься… от них самих.
И общими воспитательными усилиями мы достигли парадоксальной ситуации: ученики идут ко мне с вопросом: «Что сказать родителям, чтобы мне не попало?» И я должна, во-первых, разобрать с ребёнком его ошибки, во-вторых, помочь их исправить, а в-третьих, научить дипломатично рассказать родителям, что дитя всё осознало и само сразу же исправилось».
Вот так у нас получается: доброго слова не дождёшься, а поругать, покричать – это мы мастера.Правда, в результате дети у меня растут мудрые, рассудительные, внимательные друг к другу. А с родителями мы ходим в походы, играем в развивающие игры, в том числе и социально-психологические: учимся общаться с домашними, правильно дарить правильные подарки, обходить острые углы во взаимоотношениях.
В связи с этим у меня возникает вопрос: если бы я не воспитывала родителей и не акцентировала внимание детей на том, что они сами взрослые и должны научиться проявлять свою заботу о родителях отсутствием проблем со своей стороны, смогла бы я создать такой замечательный детский коллектив, который у меня сейчас? Ведь эти дети пришли в пятый класс из разных школ, очень долго притирались друг к другу. А часть класса постоянно менялась, ведь одних их команды удаляли, других принимали.
Я свой класс зову «внуками перестройки». И понимаю, что не начни я воспитание с родителей, не было бы у меня дружного, интересного класса, внимательных, заботливых по отношению друг к другу и к собственным родителям учеников.
И родителям, и детям я постоянно говорю одну мудрую мысль: «Детям нужно жить в согласии с обществом. Не в противостоянии, не в конфликте, а в мире и дружбе. Не создавайте конфликтов ни в семье, ни в школе, ни в окружающем вас мире. Учитесь искусству дипломатичного общения». Хочется верить, что это поможет им правильно строить отношения в семье.
Наталья Павловна, прочитав Ваш рассказ, очень порадовалась за тех детей, которым повезло с таким классным руководителем. Такая работа, которую Вы проводите, занимаясь их воспитанием, в современной школе - на вес золота. Именно душевной теплоты и понимания в семьях сегодня не хватает детям! Заметила по своему классу, что там, где родители уважают личность ребенка, где строят свои отношения с ним на принципах доверия и взаимопонимания, добиваются того, что из детей вырастают социально зрелые люди. Спасибо Вам за такой бесценный опыт общения с родителями и учениками!
С большим вниманием прочитала Ваш рассказ, Наталья Павловна. Будучи тоже классным руководителем 5 класса, ныне уже шестиклассники, я с Вами солидарна по всем Вашим размышлениям. Воспитание - дело как бы было семейным, ведь семья - основа всех основ, школа и мы. учителя, не можем оставаться в стороне. Нам приходится решать массу воспитательных ситуаций, помогать деткам правильно идти и расти. Есть вопросы трудно решаемые, но их надо решать, совместно с родителями, совместно с учеником, совместно с одноклассниками Главное, на что Вы акцентируете внимание, это - не опускать руки.