НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Надежда Радионовна, огромное спасибо Вам за игру! Давно отрабатываем эту тему, а...
Большое спасибо, Елена Владимировна! Начали читать поэму. Ваша помощь очень кста...
Галина Геннадьевна, спасибо! Оценка коллег всегда радует! Пусть участники прохож...
Благодарю, Наталья Александровна! Шикарная работа! Так и хочется скорее провести...
Большое спасибо, Ольга Михайловна, за видеоролик! Скачала,очень люблю песни о Ма...
Любовь Николаевна, я тоже там в этом году побывала. Впечатление осталось до сих ...
ОНЛАЙН

Воспитание подростка: Не опускайте руки!

Воспитание

27.06.2019


Битюцкая Наталья Павловна,
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 35 г. Златоуста
Челябинской области


Воспитание подростка – самый важный процесс в школе. Я не согласна с теми педагогами, которые говорят, что пришли не любить, а учить. Без любви мы ничему не научим. Тем более сегодняшних детей, семейной любовью не избалованных. Обездоленных.

Многие социально-психологические особенности и проблемы современных школьников берут начало в семейном воспитании. Сразу оговорюсь, что не хочу обидеть адекватных родителей, хотя их стало катастрофически мало по той грустной причине, что сегодняшние родители – дети перестройки, в большинстве своём даже не подозревающие о правилах и способах общения с собственными чадами (некоторые удивляются тому, что с детьми вообще нужно разговаривать!).

Пример из практики. Седьмой класс у меня хороший, дети – спортивная команда. Учащиеся в большинстве своём умненькие, старательные, по сравнению со среднестатистическим школьником – достаточно воспитанные. Рассказываю на родительском собрании о том, как необходимо перестраивать стиль общения с детьми во время переходного возраста, чтобы не потерять с ними дружеского контакта. Рассказываю и вижу: одни родители кусают губы, другие начинают нервно подхихикивать, третьи – хмурятся, не понимая, о чём идёт речь.Прошу поделиться мнением о поведении ребёнка дома, и выясняю, что треть родителей не знают, как зовут лучшего друга/подругу сына или дочери, с которым, заметьте, в собственном доме встречаются практически ежедневно.

- А как же вы общаетесь? – спрашиваю.
- А зачем? Мне это неинтересно.

Следующий вопрос – кем хотел стать ребёнок до школы, и изменились ли его профессиональные интересы. Из двадцати пяти учащихся только семь мам знают о дошкольном выборе своего ребёнка, две – о нынешнем. Остальным либо не интересно, либо всё равно. Варианты ответов: «Ещё пятьсот раз изменят выбор»; «Куда скажу, туда и пойдёт».
Вопрос о любимой книге, о фильме, который смотрели вместе (и, боюсь спросить, обсуждали?) вызывает смех: «А это кому-нибудь нужно?»

Чем оправдываются такие родители? Они работают. Круглосуточно. То есть, тем же, чем оправдывали себя их родители, доведённые до отчаяния невыплатой зарплаты, развалом государственных предприятий… Им, нынешним бабушкам и дедушкам, сейчас стыдно. Они признают свою вину. Свою, заметьте. И не перекладывают её на страну, поставившую людей в такие условия. Стараются воспитать во внуках доброту, вежливость, внимание к людям. Да, я с пятого класса приглашала на родительские собрания мам и пап вместе с бабушками и дедушками. Они оказывали мне большую моральную поддержку, без которой вряд ли удалось бы наладить контакт с родителями, проявляющими внимание к собственным детям только на родительских собраниях и только в претензиях к учителям.

Спрашиваю, кто сегодня пожелал своему ребёнку доброго утра, доброго дня. В конце концов, поздоровался с ним. Смотрят ошарашенно: «Мы же вечером виделись!» А один из ответов озадачил уже меня: «Зачем здороваться, мы же в одной семье живём?» Получается, по отношению к чужим людям вежливость применима, а для своих – не нужна? Не нужно желать своим любимым здоровья, счастья, добра? Не стоит согревать их своей заботой и добрым словом?

Я осознаю, что эти люди – жертвы перестройки. И вижу: большинство из них старается обеспечить детям счастливое детство. По их мнению, это игра в престижной спортивной команде, дорогая куртка (одна на все случаи жизни – и попробуй испачкать!). И в это же время – ребёнок не будет есть в столовой, потому что там плохо кормят. И не верят детям, которые говорят, что кормят хорошо. В их школьные годы им всё казалось ужасным. На том и выросли. А дети друг у друга выпрашивают конфету, кусочек яблока, булочки… Вы представляете, сколько калорий тратит организм подростка-спортсмена, если у него две тренировки в день – утренняя и вечерняя?

Следовательно, вся забота родителей направлена на внешнее, чтобы соседи видели достаток, а ребёнок… обойдётся без еды? Одна мама говорит мне который год: «Я своего сына хорошо воспитываю, у него всегда дорогие и красивые рубашки…» Так она понимает значение слова «воспитание».

В пятом классе родители молчали, приглядывались к школе и ко мне. А в седьмом я стала собрания проводить по два раза в четверть. Мы это назвали родительским лекторием. И все эти годы я удивляюсь: с детьми мне легко и комфортно, а родители проблемные. Дети с удовольствием проводят генеральные уборки, готовят родителям подарки к праздникам. А родители устраивают истерики, если ребёнок рассказал, что вызвался вымыть доску. Именно эти родители учат своих чадушек оговаривать учителя – с целью защититься… от них самих.

И общими воспитательными усилиями мы достигли парадоксальной ситуации: ученики идут ко мне с вопросом: «Что сказать родителям, чтобы мне не попало?» И я должна, во-первых, разобрать с ребёнком его ошибки, во-вторых, помочь их исправить, а в-третьих, научить дипломатично рассказать родителям, что дитя всё осознало и само сразу же исправилось».

Вот так у нас получается: доброго слова не дождёшься, а поругать, покричать – это мы мастера.Правда, в результате дети у меня растут мудрые, рассудительные, внимательные друг к другу. А с родителями мы ходим в походы, играем в развивающие игры, в том числе и социально-психологические: учимся общаться с домашними, правильно дарить правильные подарки, обходить острые углы во взаимоотношениях.

В связи с этим у меня возникает вопрос: если бы я не воспитывала родителей и не акцентировала внимание детей на том, что они сами взрослые и должны научиться проявлять свою заботу о родителях отсутствием проблем со своей стороны, смогла бы я создать такой замечательный детский коллектив, который у меня сейчас? Ведь эти дети пришли в пятый класс из разных школ, очень долго притирались друг к другу. А часть класса постоянно менялась, ведь одних их команды удаляли, других принимали.

Я свой класс зову «внуками перестройки». И понимаю, что не начни я воспитание с родителей, не было бы у меня дружного, интересного класса, внимательных, заботливых по отношению друг к другу и к собственным родителям учеников.

И родителям, и детям я постоянно говорю одну мудрую мысль: «Детям нужно жить в согласии с обществом. Не в противостоянии, не в конфликте, а в мире и дружбе. Не создавайте конфликтов ни в семье, ни в школе, ни в окружающем вас мире. Учитесь искусству дипломатичного общения». Хочется верить, что это поможет им правильно строить отношения в семье.

Будущее покажет. Только не опускайте руки.

Автор: Битюцкая Наталья Павловна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


2548
2

shar2109
#2 | 22.08.2019 | 19:04 | 0 [Материал]
Наталья Павловна, прочитав Ваш рассказ, очень порадовалась за тех детей, которым повезло с таким классным руководителем. Такая работа, которую Вы проводите, занимаясь их воспитанием, в современной школе - на вес золота. Именно душевной теплоты и понимания в семьях сегодня не хватает детям! Заметила по своему классу, что там, где родители уважают личность ребенка, где строят свои отношения с ним на принципах доверия и взаимопонимания, добиваются того, что из детей вырастают социально зрелые люди. Спасибо Вам за такой бесценный опыт общения с родителями и учениками!

colocolchic
#1 | 28.06.2019 | 04:04 | 0 [Материал]
С большим вниманием прочитала Ваш рассказ, Наталья Павловна. Будучи тоже классным руководителем 5 класса, ныне уже шестиклассники, я с Вами солидарна по всем Вашим размышлениям. Воспитание - дело как бы было семейным, ведь семья - основа всех основ, школа и мы. учителя, не можем оставаться в стороне. Нам приходится решать массу воспитательных ситуаций, помогать деткам правильно идти и расти. Есть вопросы трудно решаемые, но их надо решать, совместно с родителями, совместно с учеником, совместно с одноклассниками Главное, на что Вы акцентируете внимание, это - не опускать руки.



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт