НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Татьяна Михайловна, спасибо за пожелания!
Спасибо, напишу блог!
Благодарен Вам iyugov за уточнение. Для меня всегда полезны Ваши комментарии т.к...
Спасибо, Ирина Николаевна, вы дарите надежду.
Спасибо вам за отзыв!

Знакомство с малой родиной

Воспитание

12.01.2019


«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества» - Д.С.Лихачев.

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Все это требует особого подхода к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методике организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования каждого региона. Поэтому исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в жизнь родного региона; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах; дает возможность учиться на собственном опыте. Педагогу необходимо научить школьника планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Этим обусловлено введение в образовательный процесс исследовательской деятельности обучающихся. Одновременно с этим необходимо воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

Краеведческая деятельность является тем инструментом, который, с одной стороны, формирует у детей понятие социокультурного пространства региона, имеющего внутри себя специфические черты и особенности, а с другой стороны - способствует развитию гражданских качеств, патриотического отношения к малой родине. Экскурсии являются самой популярной формой внеклассной краеведческой работы.

Два года назад мы с ребятами запустили проект по освоению, узнаванию родного края. Так, в первом классе мы изучали географические характеристики Новосибирской области (расположение, величина территории и количество населения, тип местности, характер рельефа), а также производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности – народное хозяйство, промышленность, природно-ресурсная специализация).

В прошлом году было знаковое событие для нашего субъекта – 80-летний юбилей Новосибирской области. С целью расширения полученных знаний и реализации их на практике при содействии родителей и по приглашению руководства ООО «Агрофирма» мы ездили на экскурсию в поселок Линево Искитимского района Новосибирской области, где нам организовали наблюдение за процессом уборки зерновых. Мы смогли проследить путь зерна с поля до момента его превращения в крупу.

Таким образом, дети познакомились с одной из отраслей народного хозяйства – земледелием.

2018 год был ознаменован 15-летием существования современного герба и флага Новосибирской области. Соболя символизируют преемственность поколений, традиции, историческую память, лазоревый столб — реку Обь, а горизонтальный узкий чёрный пояс — Транссибирскую железнодорожную магистраль. Золотой каравай с солонкой выражает основополагающий принцип «Хлеб всему голова» и символизирует агропромышленный комплекс области.

Одним из звеньев агропромышленного комплекса является животноводство. Вот почему следующим нашим этапом в краеведческой исследовательской деятельности стала поездка в село Пайвино Маслянинского района Новосибирской области по приглашению ООО «Сибирская Нива».

1 сентября на уроке Знаний дети получили письмо от директора сельхозпредприятия с предложением посетить их молочный комплекс. Ребята очень заинтересовались перспективой поездки на такое производство, ведь далеко не каждый ребенок видел живую корову и представляет, откуда молоко оказывается у них на столе!

Самая важная часть любой поездки – это подготовка. Так как у нас уже был подобный опыт в прошлом году, в этот раз организоваться было уже проще: дети понимали, что необходимо составить план поездки; по географической карте Новосибирской области обозначить маршрут следования, возможные места остановок; определить то необходимое, что взять с собой в дорогу: одежда, сухой паек и игры. Вместе с детьми на классном часе обсудили цели, которые перед нами стоят в путешествии:

- изучение природы родного края;
- изучение истории родного края;
- изучение культуры родного края;
- изучение хозяйства родного края с целью формирования целостного взгляда на регион.

18 сентября 2018 года мы с детьми в предвкушении приключений отправились в экспедицию. По пути следования обсуждали меняющийся за окном ландшафт, сравнивали строения в городе и в деревне, пели любимые детские песни. Когда мы проезжали поля, решили остановиться посмотреть созревшие колосья пшеницы и устроить пикник.

Дети были рады перерыву, ведь можно было побегать и поиграть в прятки в пшенице, позавтракать в поле как настоящие хлеборобы. Все вспомнили прошлогоднюю поездку и те знания, которые там получили. Мы вместе слушали шелест пшеничного поля. А как детей завораживало ощущение, когда перебираешь пальцами ряды колосьев!..

Насладившись прекрасными видами, свежим воздухом и подкрепившись, наш класс продолжил свой путь.

Прибыли мы на сельхозпредприятие уже после полудня. Детей встретили радушные хозяева. Нас с воодушевлением стали знакомить с хозяйством: 5 коровниками, площадкой для хранения сена, соломы, складом для комбикормов.

Неизгладимое впечатление произвел большой доильный зал «карусель» на 72 места. Коровы заходят, к вымени присоединяют доильный аппарат, пока корова движется по кругу – идет дойка. Как только молоко заканчивается, аппарат автоматически отсоединяется, причем самостоятельно. В конце корова выходит. Как говорят работники, возникает некоторая сложность в том, что корова должна выйти с карусели «задним ходом». Но коровы не глупее нас с вами, небольшая тренировка - и они все понимают, что как делать. Мы с ребятами наблюдали за «каруселью» со второго этажа здания через стекло. Вот это настоящий аттракцион для коров!



Посетили мы и телятник. Дети были поражены идеальной чистотой помещений, где находились телята. Животные выглядели ухоженными, чистыми и спокойными. Телята тянулись к рукам детей, хотели их полизать. Им тоже захотелось потрогать животных. Сначала попробовали самые храбрые, потом уже и все остальные. Дети увидели и узнали, что живут телята не все вместе, как коровы, а в отдельных клетках. Есть «детский сад» для подросших теляток и «ясельки» для новорожденных – их кормят, как и деток, с помощью соски. Чтобы телята не болели, им тоже ставят прививки, как людям. Мы узнали, что за животными ухаживают люди таких профессии, как доярки, ветеринар, скотники.

После увлекательного знакомства с животными нам рассказали технологию переработки молока и производства молочной продукции. Дети узнали, как много можно получить из молока: кефир, творог, йогурты, сливочное масло, сметана! А самое приятное – попробовать на вкус! Детям очень понравилось тестировать, они сравнивали вкусы, делились мнением и каждый определял для себя самый лучший продукт. В общем, дегустация удалась!

Мы были очень благодарны хозяевам за оказанное гостеприимство!

Неожиданным завершением такой познавательной и увлекательной экскурсии для всех нас стала прогулка по дендропарку. Для детей был очень важен выплеск эмоций через двигательную активность! А тут такое волшебство: много ухоженной зелени, дорожки для прогулок, спортивный комплекс, мостики, переходы… Одним словом, ребята были счастливы освоить территорию и насладиться свободой движения! А в конце прогулки все без исключения сфотографировались в курьих ножках, как у Бабы-Яги!



Время на обратном пути пролетело незаметно! Всем и каждому хотелось поделиться увиденным, обсудить самые запоминающиеся моменты дня друг с другом! Эта поездка сплотила весь класс, подарила общие воспоминания и заряд бодрости!

Учителю необходимы такие экскурсии, так как они обогащают его знания о собственных учениках – в непринужденной обстановке характер детей раскрывается ярче и быстрее. Педагогу проще подобрать ключики к каждому ребенку - многогранной, удивительной и интересной личности!

Оформление результатов исследования (в данном случае – экскурсии) – необходимый и ответственный этап в закреплении полученной информации. Поэтому на следующий день ребята писали сочинения-репортажи на основе увиденного по заранее пройденному и изученному алгоритму. Ребята учатся систематизировать полученные знания, выделять главное событие для описания в своей работе, наполнять текст эмоциональными приемами для передачи атмосферы присутствия, делать выводы. Очень интересно было читать их работы, так как каждый из них в этом путешествии увидел и прочувствовал что-то свое.

Конечно, мы не остановимся на достигнутом и продолжим «осваивать» наш регион. В планах на следующий год – знакомство с лесным хозяйством как неотъемлемой частью экологической системы. Для этого посетим один из самых «зеленых» районов Новосибирской области – Чулымский район, где мы сможем наглядно проследить в действии закон сохранения энергии и круговорот веществ в природе: роль «потребителей», «разрушителей» и «кормильцев» в поддержании жизни на Земле. Постараемся найти взаимосвязь с животноводчеством и земледелием в формировании целостной картины нашего региона.

В заключение можно сказать, что опыт исследовательской краеведческой деятельности в форме экскурсий, считаю, необходим учащимся для формирования представления о различных сторонах жизни своего края и его жителей, а педагогам – для раскрытия потенциала каждого отдельного ребенка!

Автор: Елена Николаевна Вашета

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


221
1

vasilastrono
#1 | 04.02.2019 | 14:50 | 0
Надо любить родной край! Надо знать историю родного края! Хорошая статья!



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт