НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Благодарю за космическую игру, Любовь Николаевна!
Ольга Куприяновна, благодарю за актуальный и полезный материал!
Ольга Куприяновна, спасибо за красочные шаблоны!
Ольга Куприяновна, оригинально, доходчиво сделан методический материал.
Ольга Куприяновна, благодарю за оригинальные тематические шаблоны! Творческих Ва...
"Пожарник" - это человек, ПОСТРАДАВШИЙ от пожара. А тот, кто тушит пож...
ОНЛАЙН
9217001678, RediSka4el

Еще раз о мотивации

Блог lubomir

Почему-то в последнее время в душе раздирай по поводу моих приемов в школе. Вернее не приемов, а моего видения преподавания предмета в школе.
Как-то в голову пришла интересная мысль, наверно после прочтения статей, по поводу создания комиссии противодействующей фальсификации истории.

Эта мысль касается "недоучения". Учитель учит своему предмету так, как он сам интерпретирует программу и, в общем-то, как рекомендуют ему дидактические материалы, выпущенные официальными источниками Министерством образования.
В результате, большинство учителей в создает у учащихся информационную оболочку из набора примитивных идей и навыков.
Чаще всего, при обучении, мы не затрагиваем глубинные процессы мышления и переживания. Тезис - "Делай как я и не спрашивай, почему именно так, и это приведет тебя к успеху" - глубоко ошибочен. Но он лежит в основе практически любой технологии. Иначе технологии не будет.

"Недоученность" проявляется практически на всех уровнях образования в средней школе. И это объективно. Мы недоучиваем по разным причинам. Это и недостаточная мотивация к обучению большинства учащихся в классе, недостаточный уровень компетентности(компетенций) у учащихся на данном этапе обучения, это и определенное "видение" преподавания учителем, это и массовость образования и т.д.

Слово "недоученность" звучит некрасиво и как -то безнадежно. А быть может и наоборот, предполагая процесс обучения бесконечным.
Но это не обнадеживает. Вопрос как нивелировать степень "недоученности" на данном этапе обучения?

Перебирая множество идей, блуждавших когда-то, да и сегодня, формирующихся под действием участия в педагогических форумах по поводу образования, прихожу к мысли, что обучение - это манипуляция мышлением обучаемого.
Правда многие педагоги не обращают на это внимание. "Наполнение сосуда"- главная их задача. Ушло это время. Школа все меньше и меньше занимается удовлетворением " информационного голода". Интернет, телевидение, видео , научно-популярные фильмы, игры, записанные на дисковых носителях и преподносимые в интересной, занимательной форме, большей степени влияют на образование подрастающего поколения. В соответствии с этим роль школы должна измениться. Она не столько должна обучать, сколько организовывать образовательный процесс. Школа должна стать тем местом, где ребенок должен реализовывать , проявлять свою компетентность в определенной предметной области или в какой-либо другой деятельности, организуемой школой .

Внешняя и внутренняя мотивация.
Что заставляет работать человека? Возникают две альтернативы: Сказали сделать — если делает, хорошо; не делает — обещаем вознаграждение или наказание (причем чаще — наказание). На протяжении всей жизни многие из нас слышат: «Выучишь стих — получишь две порции мороженого», «Если ты не сделаешь домашнего задания, то не пойдешь к друзьям», «Закончишь обучение в школе без троек — купим тебе что-то ценное», «Не получишь по математике "4"— не поедешь с нами отдыхать на море», «Если ставите учащимся двойки — пиши объяснительную и анализ работы с учащимися, получившими эту оценку», «Поднимешь уровень успеваемости в классе — получишь премию";
И вторая, человек сам видит, что и как надо делать, работает без принуждения и понукания, под действием внутренних факторов, принимает решения самостоятельно.

Мы настолько привыкли к примитивной поведенческой схеме «стимул—реакция», что даже не можем представить себе какой-либо другой способ мотивирования деятельности людей, стимулирования их работы, творчества, достижений. И в результате получаем личность, не способную к бескорыстным поступкам, к работе ради собственного удовольствия, личность, которая не интересуется ничем, кроме вознаграждения за свои усилия. При этом, если запросы возрастают, а возможности их удовлетворения уменьшаются, — появляются внутренние конфликты, неврозы, стрессы, депрессивные состояния, и человек не только теряет возможность радоваться жизни, но и лишает этой возможности других.


Вот к каким выводам пришел Ричард де Чармс (Хекхаузен X., 2003. С. 727):
1. Если человек вознаграждается за нечто, что он делает по собственному желанию, то внутренняя мотивация этой деятельности будет ослабевать.
2. Если человек не вознаграждается за неинтересную деятельность, предпринятую им только ради вознаграждения, то внутренняя мотивация к ней может усилиться.

Внутренняя мотивация — это выполнение определенной работы из-за интереса к ней, субъективного ощущения ее ценности. При выполнении деятельности, которая мотивирована внутренне, человек ощущает удовлетворение, покой, быстрое течение времени, исчезает все лишнее, остается лишь работа — появляется ощущение потока .
ВВ. Если исходить из постулата, что все мы находимся в своеобразной утробе МАТЕРИ - ПРИРОДЫ, то ощущение потока связано именно с ощущением единства личности индивида и ПРИРОДЫ, именно при этом единении мы и получаем ощущение удовлетворения, покоя, уверенности и т.п.

Михап Чикзентмихали выделил следующие наиболее распространенные «ощущения потока» (Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б., 1 990; Хекхаузен X., 2003):

•ощущение полной (умственной и физической) включенности в деятельность;
•полная концентрация внимания, мыслей, чувств на занятии, которая исключает из сознания посторонние мысли и чувства;
•четкое знание того, что следует делать в определенный момент времени, ясное осознание цели деятельности, полное покорение требованиям, которые идут от самой деятельности»;
•четкое осознание того, насколько удачно выполняется работа, четкая и определенная обратная связь;
•отсутствие тревоги по поводу возможной неудачи, ошибки;
•ощущение субъективной остановки времени;
•потеря обычного ощущения четкого осознания себя и своего окружения, «растворение» в деле.

Источник

Присмотритесь внимательно к ребенку, который сам сел за стол, взял карандаш и начал рисовать. Для него ничего не существует вокруг: остается лишь рисунок. Именно в этот момент он переживает ощущение потока, именно сейчас он выполняет на самом деле внутренне мотивированную деятельность. А теперь взглянем, как ребенок убирает в своей комнате. Он постоянно отвлекается на мелочи, не может сосредоточиться, капризничает — и уборка затягивается на весь день. Это приводит его родителей к нервному срыву, а самого ребенка — к истерике. Перед нами яркий пример внешней мотивации: ребенок выполняет работу по внешнему требованию и не прекращает ее лишь из-за боязни наказания или ожидания вознаграждения.
Каждый из типов мотивации имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, внешне мотивировать работника проще и быстрее — пообещали вознаградить или наказать, и все выполнено... Однако в следующий раз вознаграждение должно быть выше (или угроза наказания сильнее), и так по возрастающей.

При внутренней мотивации желание работать — стойкое и продолжительное, люди выбирают для себя трудные цели, лучше выполняют творческие задачи, требующие нестандартного подхода. Деятельность внутренне мотивированных людей характеризуется высокой креативностью и сопровождается эмоциями радости и удовлетворения. При этом улучшаются мнемические процессы, возрастает уровень самоуважения. В то же время при внешней мотивации поведение становится нестойким — оно исчезает вместе с подкреплением. Внешне мотивированные люди избирают простейшие или стандартные задачи для быстрого получения вознаграждения, между тем снижаются качество и скорость выполнения ими творческих задач. Падает уровень креативности и спонтанности, появляются отрицательные эмоции.

Сноска:
Мнемо́ника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Также употребляется термин «мнемоника» (аналог пиктограммы) как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.

Источник

Факторы, определяющие внутреннюю мотивацию
К факторам, определяющим внутреннюю мотивацию, согласно исследованиям психологов (Э.ДИСИ, Р. УАЙТ, Р. Де Чармс) относятся компетентность, самодетерминция и межличнстные связи.
Определимся с этими понятиями:
Ощущение компетентности — это ощущение всей полноты своих возможностей, ощущение «я знаю, я могу». Это ощущение себя профессионалом в своей сфере.

Ощущение самодетерминации — это осознание себя (и только себя) причиной своих действий.
Р. де Чармс считал, что все жесткие внешние требования к человеку снижают это ощущение. В то время, когда он пытается противостоять этим требованиям, и когда это удается, то появляется удовлетворение от деятельности, возникает чувство самостоятельности и ощущение себя причиной своих действий. Если же человек не может противостоять внешним требованиям, подчиняется им, — он теряет контроль над своей жизнью и ощущает при этом неудовлетворенность, страх перед будущим, неуверенность в себе и боязнь самостоятельно строить свою жизнь...

Субъект при выполнении деятельности постоянно оценивает, что является причиной его действий (он сам или что-то извне), насколько эффективна его деятельность и может ли он, выполняя эту деятельность, поддерживать значимые межличностные отношения.

Итак: мотивация будет внутренней лишь тогда, когда субъект сконцентрирует причину своих действий в себе, считает себя компетентным и включенным в систему значимых межличностных отношений.

ссылки
Новые записи:
Тема 2024 года – Планета прот... (0)
Рисованные домашние Кракозябр... (0)
Христиан Гюйгенс (0)
12 апреля, это самый космичес... (0)
Народный праздник День жаворо... (1)
Со Всемирным Днем Поэзии вас,... (0)
20 марта – Международный день... (0)
Тёплых эмоций и замечательног... (0)
Только первым быть непросто... (0)
4 марта – 120 лет со дня рожд... (0)
1662
16
vikusik46
#1 | 09.07.2015 | 06:57 | 0 [Материал]
Во многом согласна с Вами, но у нас само государство приучает к мотивации. Для чего, например, учителям придумали стимулирующие выплаты? У нас на работе многие педагоги стали работать только за эти стимулирующие, чего же ждать от учащихся?

OlgaNosova
#3 | 09.07.2015 | 12:38 | 0 [Материал]
А у нас и не стараются, потому что стимулирующих "кот наплакал". Ради чего...

lubovsai
#6 | 09.07.2015 | 14:16 | 0 [Материал]
А у нас их вовсе не платят, как ни старайся! wacko

vikusik46
#8 | 12.07.2015 | 04:06 | 0 [Материал]
До нового года у нас были стимулирующие. После не было финансирования, в конце учебного года дали крохи, и тому были рады. 
Но кто до стимулирующих работал, так и продолжает работать, а кто просто отрабатывал свое рабочее время, так и дальше продолжал его просто отрабатывать, но за эти выплаты готов что-то сделать.

lubomir
#11 | 12.07.2015 | 19:14 | 0 [Материал]
ради самоопределения, самореализации. Этого мало?

vikusik46
#13 | 14.07.2015 | 04:42 | 0 [Материал]
Некоторым не нужна самореализация, они кушать хотят. 
Я обобщенно говорю, не о себе, читайте выше.

tamara150569
#5 | 09.07.2015 | 12:53 | 0 [Материал]
Вот и у нас такая же ситуация, все стараются побольше заработать.

lubomir
#10 | 12.07.2015 | 19:13 | 0 [Материал]
если честно, то верится с трудом. Сужу, правда по своим коллегам. Но премия в 500 р, пусть даже 2000 р это не стимул к большой творческой работе. А поверьте, мои коллеги творят чудеса творчества. Что касается государства, то соглашусь. Изменить бы немного форму зависимости, эдакой детерминацией между успешностью в школе и дальнейшей карьерой. (может даже совокупность баллов за ЕГЭ учитывается в дальнейшей карьере)

vikusik46
#14 | 14.07.2015 | 04:44 | 0 [Материал]
Мы всю жизнь творим, когда и не было стимула.

vikusik46
#2 | 09.07.2015 | 07:08 | 0 [Материал]
По поводу фальсификации истории я тоже много думала. А что, все же создается комиссия, противодействующая фальсификации истории?

OlgaNosova
#4 | 09.07.2015 | 12:39 | 0 [Материал]
Историю, наверное, еще не один раз перепишут...

vikusik46
#9 | 12.07.2015 | 04:08 | 0 [Материал]
Если бы переписали правильно!

lubomir
#12 | 12.07.2015 | 19:16 | 0 [Материал]
думаете это возможно? Разве есть "правильная" история?

vikusik46
#15 | 14.07.2015 | 04:57 | 1 [Материал]
Было ли монголо-татарское иго? Как Вам это? 


lubomir
#16 | 17.08.2015 | 15:25 | 1 [Материал]
Спасибо за ролик. Знаете, лет 15 назад, моя моя выпускница, учась в МГУ привезла брошюрку Фоменко его нетрадиционной хронологией и несколько необычным взглядом на историю. Там выдвигалась эта гипотеза "а было ли иго". Уже в 90-е годы много разговоров было про Александра Невского и его взаимоотношений с Ордой. Да и сейчас, я ( ну это лично я) полагаю, что улус Джучи естественным путем перерос в современную Россию. Кажется Калита женился на монгольской принцессе.

lubovsai
#7 | 09.07.2015 | 14:18 | 0 [Материал]
Вчера слышала новости о том, что будет единый учебник литературы. Даже если будут варианты учебников, то произведения для изучения будут одинаковыми. А история...вечный вопрос.



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора [email protected]


Нашли ошибку?
Выделите ошибку мышью
и нажмите Ctrl+Enter (?)
Наши соцсети