НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Спасибо, Татьяна Владимировна, за полезный тест! Некоторые задания у нас встреча...
Информация очень интересная! Спасибо, Наталья Александровна, за презентацию!
Наталья Александровна, спасибо за сказочный тест! Очень понравился шаблон и звук...
Благодарю, Наталья Александровна, за поддержку и добрый отзыв!
Галина Анатольевна, Ваши дидактические материалы к урокам очень хороши! Изучать ...
ОНЛАЙН
OlgaNosova, luba57

Кем был твой прадед на Руси, свою фамилию спроси…

Блог olga_lelka

Пишут с букв заглавных имена,

Из слов прочих выделив тем их.

Нам не зря фамилия дана:

В мире, мы по ней найдём родных.

Древо Рода — множество имён,

Но в нём ствол — фамилия одна.

В ней всё то, чем жизнью наделён,

Кто есть кто, нам объяснит она.

Марковцев Ю.

Слово «фамилия» переводится с латинского языка как «семейство».

На Руси фамилии появились позже, чем в Европе. Самыми первыми у нас получили их жители Великого Новгорода, которые первыми переняли этот важный обычай от Литовского княжества.

Массовое «производство» и «присваивание» фамилий началось после падения крепостного права в 1861 году. Тогда крестьяне перестали кому-либо принадлежать, стали самостоятельными, а прозвища перестали котироваться. Вот тогда-то и возникла потребность дать им фамилии. В основном, фамилии происходили от отчества одного из предков, от дедичества либо от прозвища и по роду деятельности.

Вот почему наши фамилии позволяют нам заглянуть в наше прошлое.

Девичья фамилия моей бабушки – Вершинина. Фамилия образована от прозвища Вершина. Так могли прозвать человека высокого роста или занимающего высокую должность, а также того, кто жил у истока реки или ручья (в старину исток называли вершиной). Фамилия Вершинин довольно распространена у русских. В документах однокоренные имена и прозвища встречаются с XVI века.

Фамилия моего дедушки – Клочков. Она образована от прозвища Клочок (кстати, довольно древнего, в исторических документах записан Аверкий Клоков, княжеский приказчик, 1470 г.), которое восходит к нарицательному «клок» - «кусок, вырванная или отделенная от чего-либо часть, пучок». Возможно, так прозвали забияку. Однако существовал ряд выражений, от которых также могло быть образовано это прозвище: «клочить деньги» - «мотать, сорить», «клочить волос» - «ходить нечесаным», «клочить сома» - « ловить рыбу на клок». Таким образом, эта фамилия может указывать и на род занятий, и на внешние особенности, и на характер моего предка.

По отцу я - Торопова. Основой фамилии Торопов послужило мирское имя Тороп. Такое имя могли дать непоседливому, быстрому, торопливому человеку. Возможно, его дали ребенку, родившемуся раньше срока. В дошедших до нас документах имя встречается с 1216 г. - упомянут холоп Тороп в Суздале. Перепись 1897 г. показала, что много жителей с фамилией Торопов в Шуйском уезде Владимирской губернии.

По мужу – Новгородцева. Фамилия образована от прозвища Новгородец, то есть житель одного из древнейших русских городов Великого Новгорода.

А что рассказала вам ваша фамилия?

ссылки
Новые записи:
День Победы (0)
Монументы из кошелька (0)
Сирень – символ месяца мая, н... (0)
С Днём Победы! (2)
Тема 2024 года – Планета прот... (0)
Рисованные домашние Кракозябр... (0)
Христиан Гюйгенс (0)
12 апреля, это самый космичес... (0)
Народный праздник День жаворо... (1)
Со Всемирным Днем Поэзии вас,... (0)
2166
27
Михалыч2
#1 | 18.07.2015 | 10:34 | 0 [Материал]
Кем был прадед знаю. А вот с историей фамилии - проблема. Так и не смог найти конкретных результатов.

olga_lelka
#2 | 18.07.2015 | 14:05 | 0 [Материал]
Возможна, Сергей Михайлович, такая версия.
В XV веке после присоединения к Московскому княжеству Казани частым явлением стал переход татар на службу русского воинства. За военные заслуги некоторым татарам даровались поместья и присуждался дворянский чин. Со временем иноязычные подданные Русского государства принимали православие и женились на русских. Фамилия Маратканов образована от имени Мараткан, диалектного варианта мужского тюркского имени Маратхан.
Имя Маратхан, как и многие восточные имена, состоит из двух частей.
Первая из них восходит к имени Марат, которое является диалектной формой арабского имени Мурат - «цель, намерение, желание; желанный».
Вторая часть ведет свое начало от древнетюркского «хан» - «повелитель, властелин».
Таким образом, буквально имя Маратхан переводится как «цель, намерение хана».
Уже в XV–XVI веках начинают передаваться из поколения в поколение первые фамилии, которые подчеркивали принадлежность человека к конкретной семье. В результате Мараткан, со временем получил фамилию Маратканов.
Известным представителем фамилии является Вячеслав Анатольевич Маратканов (род. 1975 г.) - председатель регионального отделения партии «Правое дело» в Республике Марий Эл.

Латышева
#3 | 18.07.2015 | 15:16 | 0 [Материал]
Сейчас у меня фамилия мужа, а он белорус. А девичья была чисто украинская. Дедушка у нас из донских казаков. Когда я училась в школе из Алании на работу приехала учительница географии - моя полная тезка. Так и работаем сейчас в одной школе. Фамилии только разные.

olga_lelka
#4 | 18.07.2015 | 15:25 | 0 [Материал]
Уважаемая Татьяна Анатольевна, у вашей фамилии тоже есть этимологическая версия происхождения. Причём источник утверждает, что фамилия Латышев принадлежит к распространенному типу русских фамилий.

Латышева
#5 | 18.07.2015 | 16:58 | 0 [Материал]
Да, я знаю.

user14398
#6 | 18.07.2015 | 17:42 | 0 [Материал]
Неверовой я стала, когда вышла замуж. Отец носил фамилию - Невзоров, мать - Сойнова. Очень просто: Невер, Невзор и Соин - происхождение чисто русское.

модель69
#7 | 18.07.2015 | 20:11 | 0 [Материал]
А моя фамилия - Михайлецкая. Значение не знаю, ничего вразумительного не нашла, единственное знаю, что польского происхождения.

olga_lelka
#8 | 18.07.2015 | 20:29 | 0 [Материал]
Елена Григорьевна, есть такая версия: фамилия Михайлецкий образована от аналогичного прозвища, восходящего к топониму Михайлецы или Михайлово. Так называется ряд сел и деревень, расположенных на территории России и Украины.Вероятно, именование Михайлецкий указывает на место, родом из которого был его обладетель. Так могли назвать выходца из села, деревни Михайлецы или Михалово.

модель69
#9 | 18.07.2015 | 20:50 | 0 [Материал]
Спасибо за информацию

olga_lelka
#10 | 18.07.2015 | 21:05 | 0 [Материал]
Рада, если информация оказалась полезной.

ilona
#11 | 19.07.2015 | 21:06 | 0 [Материал]
Выйдя замуж я стала Королева. На Руси Королей не было. Скорее всего фамилия пришла из - за рубежа.

olga_lelka
#12 | 19.07.2015 | 21:20 | 0 [Материал]
Вы правы, Илона Дмитриевна, на Руси королей никогда не было, простой народ "знал о них в основном из сказок, а позднее – благодаря игральным картам. Простые люди представляли себе короля как счастливого и богатого человека. Поэтому имя Король ребёнку могли дать с пожеланием беззаботной и безбедной жизни. Практика давать ребёнку в дополнение к официальному крестильному имени еще одно, некрестильное, удерживалась вплоть до XVII в. и привела к тому, что фамилии, образованные от мирских имён, составили значительную часть от общего числа русских фамилий.
По другой версии, в основе фамилии Королёв лежит прозвище Король. Можно предположить, что так прозвали видного, властного человека. В этом случае прозвище указывало на особенности внешности и характера предка.
Кроме того, прозвище Король могли дать одному из крестьян, бежавших из поместий, принадлежавших на Украине польской короне. Король, со временем получил фамилию Королёв.
Фамлия Королёв весьма древняя – первые упоминания родственных именований относятся к XV веку: крестьянин Городенского погоста Матфейко Король, 1495 г.; крестьянин Петрушка Королёв, 1495 г.; крестьянин Тигодского уезда Король Тимохин, 1609 г.; белорусский крестьянин Иван Королёв, 1656 г.
Некоторые Королёвы могут иметь знатное происхождение. Так, дворяне Королёвы упоминаются в списках дворянских родов Волынской и Киевской губерний."

ilona
#26 | 23.07.2015 | 10:51 | 0 [Материал]
Спасибо за подробную информацию.

Tzs5890z
#13 | 20.07.2015 | 15:21 | 0 [Материал]
А у меня фамилия мужа Гулина.Наверное их род вёл разгульную и весёлую жизнь.

olga_lelka
#14 | 20.07.2015 | 15:41 | 0 [Материал]
Ваша версия, Светлана Салимовна, считается наиболее вероятной (от прозвища Гулевой), но есть и другие. "Возможно, что такое прозвище получил крестьянин, освободившийся от крепостной зависимости.
Менее вероятной представляется другая гипотеза: фамилия Гулин восходит к крестильному женскому имени Галина (в переводе с греческого означает «безмятежность, спокойствие»), а точнее к его уменьшительной форме – Гуля. Гулевой, со временем получил фамилию Гулин".

Tzs5890z
#15 | 20.07.2015 | 19:59 | 0 [Материал]
Спасибо Вам ,за интересную информацию!

olga_lelka
#16 | 20.07.2015 | 20:27 | 0 [Материал]
Светлана Салимовна, рада, что информация Вам интересна.

elen_molodyk
#17 | 21.07.2015 | 07:12 | 0 [Материал]
Моя фамилия Молодых от слова молодой.

olga_lelka
#18 | 21.07.2015 | 10:25 | 0 [Материал]
Всё верно, Елена Николаевна, Молодых "от прозвища Молодой. Обычно так называли удалого, храброго, бодрого молодого человека. Молодым также могли прозвать ловкого, статного и сметливого парня. Известно, что в некоторых говорах слово «молодой» (или «молодец») имело значение «нестарый холостяк». В этом случае подобное прозвище мог получить завидный, разборчивый жених, не торопившийся обзаводиться семьей".

elen_molodyk
#19 | 21.07.2015 | 16:18 | 0 [Материал]
Спасибо за вашу информацию, Ольга Владимировна. Я читала, что молодой - мирское имя, так называли младших в семье. Раньше ведь использовали мирские имена как защиту от нечистой силы. Потом пошло: молодой, молодые. И дальше:  Чьи вы? - Молодых. Вот такая еще история фамилии.

olga_lelka
#20 | 21.07.2015 | 20:33 | 0 [Материал]
Интересно. Хорошо, Елена Николаевна, что мы  знаем свои истоки. Нам бы и деток (своих и школьных) этим заинтересовать, чтобы не выросли Иванами, не помнящими родства.

vedvalya@ya
#21 | 22.07.2015 | 09:38 | 0 [Материал]
В девичестве Яковлева, сейчас ношу фамилию мужа - Ведерникова.
В Интернете нашла, что обладатели фамилии Яковлев(а) по праву могут гордиться своими предками!  Фамилия возникла от православного имени Яков, что в переводе с древнееврейского означает «идущий по следу, преодолевающий преграду» или «пятка». Согласно библейской легенде, Иаков – близнец, родившийся вторым, - схватил своего брата за пятку, чтобы не отстать. Скорее всего, основатель рода Яковлевых был человеком из высшего сословия. Раньше фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основном знать или семьи, пользовавшиеся  большим
авторитетом! Соседи их уважительно звали полным именем. Таким образом, потомки человека, обладавшего именем Яков, со временем получили фамилию Яковлевы.

Фамилия Ведерников происходит от прозвища Ведерник. Согласно «Толковому словарю» Владимира Даля «ведерником» называли — «ведерного мастера, бочара, бондаря, обручника»;«посудина мерою в ведро» (котел и др.); в «Словаре Русских народных говоров»: «мастер по починке ведер»; «большой чугун, в котором кипятят воду»; «место для ведер у печки». Таким образом, «ведерником» прозвали человека по роду его профессиональной деятельности. В некоторых местностях встречается и другое значение слова «ведерник» - это человек, который должен обеспечивать ведрами во время пожара.

vedvalya@ya
#22 | 22.07.2015 | 09:40 | 0 [Материал]
Спасибо за интересный блог, Ольга Владимировна!!!!

olga_lelka
#23 | 22.07.2015 | 09:48 | 0 [Материал]
Рада, Валентина Николаевна, что блог понравился. А что касается Вашей девичьей фамилии - вы правы. «Фамилия Яколвев уходит своими корнями в глубь веков иявляется дворянским родовым именем. Согласно историческим документам, архивным справкам, родословным книгам, основоположником Яковлевых был Андрей Иванович по прозвищу Кобыла. Он произошел от прусского короля Вейдевута, который разделил свое царство, полученное от старшего брата короля Прутено, между 12 сыновьями. Потомок четвертого сына Недрона — Гланда Камбила Дивонович, сражавшийся с крестоносцами, приехал со своим сыном и подданными в Россию к Великому Князю Александру Ярославовичу Невскому и после крещения получил имя Иоанн, а его сын
— Андрей Иванович по прозвищу Кобыла. ОтАндрея Ивановича пошли не только Яковлевы, но и Сухово-Кобылины, Романовы,
Шереметьевы, Колучевы и другие роды».

vedvalya@ya
#24 | 22.07.2015 | 11:09 | 0 [Материал]
Какие звучные фамилии! Действительно, такой фамилией можно гордится! И, конечно, ответственность какая!!! Не посрамить род!

olga_lelka
#25 | 22.07.2015 | 17:45 | 0 [Материал]
Валентина Николаевна, это, наверное, наша учительская черта (которая, несомненно держится на человеческих качествах) - держать планку (чтобы ни перед предками, ни перед собой, и перед детьми своими не было стыдно).
Вот герб фамилии Яковлевых. "Герб Яковлевых внесен в Общий гербовник дворянских родов Российской империи.Под щитом расположен девиз: «Бог, Честь и Слава».

Irina63L
#27 | 25.07.2020 | 13:58 | -1 [Материал]
Очень хорошо, что так подробно изучали значение фамилий у Вас в роде. Значит, Вам было интересно.



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора [email protected]


Нашли ошибку?
Выделите ошибку мышью
и нажмите Ctrl+Enter (?)
Наши соцсети