Бывает такое, что учителя кричат на учеников. Сама иногда срываюсь. Причина - не выполнение требований, предъявляемых к учёбе. Например, не выполнил домашнее задание. Но эта причина лежит на поверхности. А какова истинная причина крика? Вот что говорят психологи:
1. Потому что ребенок слабее и не ответит тем же, потому что он промолчит.
2. Потому что мы слишком много требуем от ребенка.
Бывают порывы... Хочется крикнуть. Но почему-то всегда вспоминаю своих детей: когда учились в школе и даже сейчас, когда они уже ВУЗы закончили. Каково было бы им, если бы учитель закричал? Но бывают и такие "кадры", которых ничем не проймёшь, даже криком.
Помню один совет, что если досчитаешь до 10, то и кричать не нужно будет. Я его вспоминаю, и считать не нужно, просто быстро ищешь разрешение этой ситуации.
А зачем кричать? Это показатель бессилия. Самоуважение и уважение к ученикам поможет избежать крика. Молодым учителям всегда рекомендую "завоевать" учеников на первых уроках. "Завоевать" можно только безупречным знанием своего предмета, эрудицией, пониманием психологии современного школьника, уважительным отношением к каждому ученику. Урок и личность учителя должны быть интересны ученикам. Авторитет, а не авторитарность. Слова похожи, а разница большая.
Раньше, когда сама была ученицей, моя первая учительница, Суходольская Людмила Николаевна, всегда говорила спокойным тоном. Даже когда она ругала нас, она не кричала! Наверное, я у неё и научилась этому! Но был однажды у меня случай, когда один мальчик схватил душить девчушку - я сорвалась, я не кричала - я ОРАЛА! Я сама себя не помню в этот момент!
А если ребенок с пеленок слышит дома только крик, он не воспринимает нормальный тон голоса, он просто не слышит. Что делать в таких случаях??? Сама я тоже пытаюсь крик применять очень редко, но все-таки иногда срываюсь (от бессилия что-либо сделать).
Криком горю не поможешь... Чем чаще срываешься на крик, тем больше проблем с дисциплиной на уроке. Лучше попробовать переключить внимание озвученных "кадров" в другое русло - "не хотите сегодня писать, читать, и т.п., хорошо давайте поговорим о том, что вам интересно, но с условием, что на следующем уроке мы работаем продуктивно и разбираем не только новую тему, но и эту" - всем известно как не хватает детям внимательного собеседника...
Один из моих учеников в 6 классе на вопрос мамы (это с ее слов), кричу ли я на учеников во время уроков, ответил: "Не кричит, но иногда разговаривает с нами страшным голосом". Теперь часто, когда есть повод сорваться на крик, вспоминаю ответ этого мальчика, и решаю, что не стоит пугать учеников. Но иногда...
А меня давным-давно отучил не то что кричать, а говорить повышенным тоном... мой организм. Да-да, у меня хронический ларингит с давних пор. Так вот стоит мне попытаться "перевалить за положенную черту", перехватывает горло, из глаз слёзы, и тогда я не то что кричать, говорить не могу. Научилась обходиться без крика. И оказывается все проблемы можно решить без него. И, кстати, чем тише говоришь, тем тебя лучше дети слышат.