Во вторник у меня литература в 11 классе. Готовлюсь к уроку внеклассного чтения по повести В. Тендрякова "Ночь после выпуска". Эту повесть я прочитала ещё в студенческие годы. Но тогда я не придавала особого значения многим фразам из этого произведения. Сейчас за плечами уже 30 лет педагогической деятельности. Что для нас, педагогов, должно быть основным в работе? Наверное, помнить одну из заповедей: "Не навреди!" Так ли мы поступаем в погоне за показателями? Можем ли мы понять современного ученика? А каждый из них - это целый мир! И мы должны видеть в каждом не только хорошую девочку или непослушного мальчика, мы должны увидеть в них личность! В. Тендряков пишет в своей книге о растерянности выпускников, перед которыми открываются все дороги: Люблю ли я школу? - Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору... И вот нужно вылезать из своей норы. И оказывается - сразу тысячи дорог!.. Тысячи!.. - По какой мне идти? Давно задавала себе этот вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь все - прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю... Школа заставляла меня знать все, кроме одного - что мне нравится, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравится, то и дается трудней, значит, этому не нравящемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и... и не смела сильно любить... Теперь вот оглянулась, и оказалось - ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы и... школы. И тысячи дорог - и все одинаковы, все безразличны... Это - слова лучшей выпускницы школы. Её поддерживают и другие ребята:
Мы хотели наслаждаться синим небом, а нас заставляли глядеть на черную доску. Мы задумывались над смыслом жизни, а нас неволили - думай над равнобедренными треугольниками. Нам нравилось слушать Владимира Высоцкого, а нас заставляли заучивать ветхозаветное: "Мой дядя самых честных правил..." Нас превозносили за послушание и наказывали за непокорность...
Как сделать школьную жизнь интереснее, разнообразнее? А главное: как не навредить нашим детям? Такие мысли одолевают меня уже несколько дней: готовлюсь к выступлению на педагогических чтениях, которые пройдут в городе 25 марта.
Как сделать школьную жизнь интереснее, разнообразнее? А главное: как не навредить нашим детям?
Извечный вопрос педагогов. И если Вы себе его ставите, Елена Владимировна, значит Вы - педагог достойный уважения. На мой взгляд, ответы на эти вопросы каждый учебный год разные. Все зависит и от класса, и от запросов общества, и других факторов.
А кого я обвинила? Я не обвинитель, не прокурор, зачем мне это приписывать? Тем более, что "бросать в лицо" не в моих правилах. Вы спросили - я ответила.
Я во многом солидарна с вашими учениками. Слишком много информации мы пытаемся "впихнуть" в их голову. Многое из того, что изучают дети в школе, никогда в жизни им не пригодится. Мы бьёмся не за знания, а за показатели. Я читала статью о финском образовании. Там не изучают ничего лишнего, нет экзаменов, тестов, бесконечных проверочных работ, домашних заданий, сводная форма проведения уроков. И при этом качество образования на одном из первых мест. Парадокс?
А мы с вами заложники программ, показателей, учебного плана, а отсюда отсутствие мотивации к обучению. К тому же администрация школы вольна забрать у нас класс, который мы учили и передать другому, при этом не спросят ни у нас, ни у детей. У меня в этом году забрали два класса 9, завуч так решила, у неё в классе внук учится, и ей так захотелось. Внук 3 пишем, два в уме, а документ об образовании нужен хороший. Других детей не спросили, мне же сказали, администрация нагрузку распределяет. Вот вам и не навреди !
Выходит, что есть у них какой-то стимул для того, чтобы учиться не ради оценки, а ради знаний. Какой? И учатся в финских школах, наверное, с удовольствием.
И только преподавательницалитературы Зоя Владимировна сидела одиноко за столом. Она была старейшая учительница в школе, никто из педагогов не проработал больше — сорок лет с гаком! Она встала перед партами еще тогда, когда школы делились на полные и неполные, когда двойки назывались неудами, а плакаты призывали граждан молодой Советской страны ликвидировать кулачество как класс. С тех лет и через всю жизнь она пронесла жесткую требовательность к порядку и привычку наряжаться в темный костюм полумужского покроя. Сейчас справа и слева от нее стояли пустые стулья, никто не подходил к ней. Прямая спина, вытянутая тощая старушечья шея, седые до тусклого алюминиевого отлива волосы и блекло-желтое, напоминающее увядший цветок луговой купальницы лицо.
— А, собственно, чтослучилось? На девочку нашла минута растерянности, вполне, кстати, оправданная, и она высказала это в несколько повышенном тоне.— За наши труды насочередной раз умыли,— сухо вставила Зоя Владимировна.Неуважение учеников к себе она еще как-то переносила — попривыкла замного лет. Но вот неуважение к школе... Выступление Юлии Студёнцевой казалось Зое Владимировне чудовищным. Если б такое отмочил кто-то другой, можно бы не огорчаться, но Студёнцева! На руках носили, славили хором и поодиночке, умилялись — предательство, иначе и не назовешь. y:"Verdana","sans-serif";color:maroon'>— За наши труды нас очередной раз умыли,— сухо вставила Зоя Владимировна.
Елена Владимировна, интересная, важная, сложная одновременно тема.
На память пришли строчки: Какая тонкая работа — Счастливым сделать хоть кого-то, Цветок удачи принести, От одиночества спасти, А самому потом тихонечко уйти…
Конечно, в нашей системе образования есть много недостатков. Не буду всего перечислять, мы все прекрасно знаем о них. Но знаю и другое: в наших школах работают очень много талантливых, влюбленных в свое дело учителей! А самое главное - любящие детей! А такой учитель сделает все возможное для того, чтобы маленький человек становился Личностью. И такой учитель вряд ли навредит ребенку! Спасибо, Елена Владимировна, за блог!
Сотворить Личность - это очень сложно, особенно в настоящее время. Но, к счастью, большинство работающих в школах - это не случайные люди! Нас на СУПе только целая армия таких!
"Педагогическое кредо" Ответить Сама себе вот-вот на днях Такой вопрос я задала, Озвучу я его в стихах, Так легче выразить слова. А почему я в своей жизни Такую выбрала дорогу? И почему я так решила? Зачем я стала педагогом? Вопрос, скажу я вам, серьёзный И я решила рассуждать. Быть может, мне ещё не поздно Свою работу поменять? Ведь сколько в мире есть профессий Достойных, денежных, других? От маляров до фотосессий, Полдня перебирала их. В итоге, перебрав не мало, Я поняла, укрывшись пледом, Не зря я в жизни выбирала Педагогическое кредо. Ведь я осознанно, с желанием Вошла на путь педагогический, И вот теперь в образовании Уже специалист фактически. Дверей так много распахнулось: И творческая жизнь, и знания Себя щипнула, не проснулась, А значит, нахожусь в сознании. Прекрасный мир добра и детства, Дорога в жизнь для поколений. Богаты методы и средства Для начинаний и свершений. И я прошла эту дорогу, Но сам пройти не каждый может. Моё призвание педагога Надеюсь, путникам поможет. А Сухомлинский в завещании Сказал – отдайте сердце детям! Имел в виду не только знания, Но ещё качества вот эти: - Любить детей, а как иначе, Ведь это главная задача. - И к каждому иметь подход, Не может быть наоборот. - Оценку правильно давать. - О доброте не забывать. - Быть педагог не может злым И в мастерстве своём скупым. - Ну и, конечно, педагог Не может провалить урок. Все эти важные законы Я непременно соблюдаю, Веду я по;езда вагоны За каждый лично отвечаю. В моих вагонах едут дети И наш маршрут по направлениям, Мы, прокатившись по планете, Прибудем к пункту назначения. И каждому ребёнку нужно Уменья, знания давать, Но позабыть нельзя про дружбу, Нельзя про радость забывать. Взяла я правила вот эти, Чтоб счастье каждому дарить. Всегда должны смеяться дети, Ну и, конечно, в мире жить. И пусть один малыш проказник, А тот, другой, как ангелок, Я подарю им светлый праздник, Я дам им праздничный урок. Детей люблю я всей душою И для себя я поняла, Что не хочу я быть другою, Я этот путь сама нашла. Прислушиваюсь к замечаниям, К своим коллегам обращаюсь, Хожу на курсы к новым знаниям, Собой усердно занимаюсь. Педагогическое кредо – Любить детей, ценить коллег. И главное в моей работе – Я – педагог! Я – человек!
Елена Владимировна! Спасибо за интересную и важную тему. Вы замечательный педагог и эти слова относятся к Вам: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: ГДЕ-ТО В САМОМ СОКРОВЕННОМ УГОЛКЕ СЕРДЦА КАЖДОГО РЕБЕНКА ИМЕЕТСЯ СВОЯ СТРУНА, ОНА ЗВУЧИТ НА СВОЙ ЛАД, И ЧТОБЫ СЕРДЦЕ ОТОЗВАЛОСЬ НА МОЕ СЛОВО, НУЖНО ПРАВИЛЬНО НАСТРОИТЬСЯ НА ТОН ЭТОЙ СТРУНЫ.
Я уже работал учителем в те времена, мы обсуждали эту книгу в школе с учителями в учительской.. Сейчас в учительской тишина.
Цитата
Вот ты,Ольга, завуч школы, много мне можешь помочь?.. Тем более что ты по образованию историк, тогда как я преподаю математику. А много ли помогает мне гороно с его методическим кабинетом? И от областных организаций и от нашего министерства нагоняев — да, жду, требований, приказов — да, но только не помощи! Я боец великой просветительной армии, нас миллионы, но я, как и каждый из этих миллионов, один в поле воин. Один!..
Валериан Дмитриевич! Это всё так актуально и в современной школе! Методический кабинет в Управлении образования есть, но никакой методической помощи он не оказывает учителям! В его ведении - проведение олимпиад для детей, конкурсов для учителей! И всё!!!
От методкабинета никакой помощи нет. Если что-либо спросишь, ответ один: "Ищите в Интернете". А для чего тогда он нужен? Где помощь? Только один контроль.
Не могу сказать за весь методический кабинет города, но вот методист по начальным классам оказывает постоянно всем учителям помощь, с каким бы вопросом не обратился, всегда получишь положительный ответ.
— Будем исходить из существующего ремесленничества —миллионы учителей по стране преподают одни и те же знания по математике, по физике, по прочим наукам. Одни и те же, но каждый своими силами, на свой лад. Как в старину от умения отдельного кустаря-сапожника зависело качество сапог, так теперь от учителя зависит качество знаний, получаемых учеником. Попадет ученик к толковому преподавателю — повезло, попадет к бестолковому — выскочит из школы недоучкой. Вдуматься — лотерея. А не лучше ли из этих миллионов отобрать самых умных, самых талантливых и зафиксировать их преподавание хотя бы на киноленте. Тогда исчезнет для ученика опасность попасть к плохому учителю, все получают знания по одному высокому стандарту...— Стоп! — перебил Решников.— По стандарту!.. Бездушнаякинолента, выдающая всем одинаковую порцию знаний... Да ведь мы с тобой только тем и занимаемся, что стараемся приноровиться к каждому в отдельности ученику — один усваивает быстрей, другой медленней, третий совсем не тянет. Да что там говорить, обучать живых, нестандартных людей может только живой, нестандартный человек.
А хочется чего-то красивого,сильного, умного, даровитого. Хочется общения с возвышенным, мудрым, гениальным, духовно-радостным, просветленным и величавым, великим. Боже мой, сколько же в жизни грубого, топорного, духовно - нетонкого и бессодержательного, сколько всякой хлестаковщины, неподлинного, глупого и неуравновешенного, сколько всего делается на «авось», на «ура», сколько этой мелкости и немощности, животной и осатанелой борьбы за существование, в которой люди не умеют сохранить элементарного достоинства и обнажают всю свою пустоту, плоскость, отчаянную дурость и бездарность до конца! И в этом болоте и вертепе не только живешь, но что-то делаешь, куда-то стремишься, имеешь какие-то чувства любви и ненависти, на что-то тратишь свой ум и способности... А.Ф.Лосев. Письма.ent-->
нца женщиною, она представляет больше ценности, нежели когда она пытается играть роль мужчины… Развивать в женщине мужские свойства, пренебрегать присущими ей качествами – значит действовать явно во вред женщине». Наверное, истинная эмансипация должна заключаться в равноправии женственной женщины и мужественного мужчины.
№40. удалите. А хочется чего-то красивого,сильного, умного, даровитого. Хочется общения с возвышенным, мудрым, гениальным, духовно-радостным, просветленным и величавым, великим. Боже мой, сколько же в жизни грубого, топорного, духовно - нетонкого и бессодержательного, сколько всякой хлестаковщины, неподлинного, глупого и неуравновешенного, сколько всего делается на «авось», на «ура», сколько этой мелкости и немощности, животной и осатанелой борьбы за существование, в которой люди не умеют сохранить элементарного достоинства и обнажают всю свою пустоту, плоскость, отчаянную дурость и бездарность до конца! И в этом болоте и вертепе не только живешь, но что-то делаешь, куда-то стремишься, имеешь какие-то чувства любви и ненависти, на что-то тратишь свой ум и способности... А.Ф.Лосев. Письма.