Здравствуйте коллеги! Меня зовут Максим, я являюсь студентом МПГУ. В данный момент я провожу исследования под названием "Стратегии работы педагога-психолога в ситуации выбора профессии школьниками." Для моего исследования я прошу школьных психологов ответить на следующие вопросы:
1) Что вы будете делать, если к вам придет старшеклассник с вопросом о выборе профессии? 2) Зачем вы это будете делать? 3) Как вы считаете, что в этом случае необходимо диагностировать/оценивать? 4) Считаете ли вы важным делать упор на способностях ученика? 5) Считаете ли вы важным выявлять интересы ученика? 6) Если ученику интересна некая профессия, но у него нет к этому предрасположенности/способностей, что вы будете делать в этом случае? 7) Считаете ли вы важным отношение родителей к выбору профессии учеником? 8) Что по вашему мнению является действительно важным в ситуации выбора профессии учеником?
Я не психолог по образованию, но люблю эту науку и считаю, что каждый учитель - стоящий психолог. Потому что только тот, кто вплотную работает с детьми (и предметно, и в качестве классного руководителя) знает их, детей, очень хорошо.
Так вот, у меня бы на все ваши вопросы был бы один ответ. Стив Джобс в 17 лет поступил в самое престижное учебное заведение, а потом так же "успешно" его бросил. Не бойтесь ошибаться, ищите себя, здесь никакие советы не помогут.
Некоторые ошибки очень дорого обходятся. Вот для минимизации психологических и физических потерь в школах и существуют школьные психологи. Другой вопрос: какие они специалисты? И не каждый педагог является психологом (если только считать в дипломе отметку о том, что "пробежали" такую дисциплину, как "психология", а ее нужно было изучать с карандашом в руках, и, смею заметить, с красным карандашом).У хорошего педагога дети определяются уже к девятому классу, а не ошибаются всю жизнь. Но это у хорошего...
То есть все функции психолога должен взять на себя хороший педагог? А зачем в школе психолог? Нервировать учителей своим радостно-счастливым настроением, так как у него ни забот, ни хлопот?
Тем более, если в Вашей школе психолог никакой (а значит и администрация никакая, если не контролирует выполнение должностных инструкций подчиненными: рыба тухнет с головы), значит, именно, хороший педагог, которому не безразлична судьба детей его класса, возьмет на себя эту ношу. Дети-то не виноваты в том, что они не нужны никому: ни психологу, ни классному руководителю. Заботливый классный руководитель заставит психолога провести диагностику по его запросу. Для этого существуют легальные административные меры. А если Вы не хотите портить отношения ни с кем, то Вы будете молчать, укрывать бездействия психолога. А крайними останутся дети. Впрочем, для большинства школ, это к сожалению, является нормой...И это очень печально.
Я не психолог и знаю, что невежливо отвечать вопросом на вопрос. Но все же: как заставить школьного психолога работать с ребенком, которому специалистом рекомендована психолого-педагогическая коррекция?
А для этого в школе существует администрация, которая обязана заставить нерадивых педагогов выполнять свои должностные инструкции: именно у нее есть все возможные рычаги. При чем же здесь студент Максим? Он же не может отвечать за безалаберность Вашего педагога-психолога.
В школе есть психолог без образования. Никакая работа с детьми не проводится. Да и какой это психолог. Ни учителя, ни ученики не обращаются к нему за помощью.
Плох тот психолог и классный руководитель, который не отслеживает деятельность своих детей в социальных сетях. Это как раз то место, которое подчас рисует реальные портреты наших подопечных, так как в школе они не позволяют себе подобных вольностей. Так, я, например, привожу родителям статусы их детей, высказывания, неадекватное окружение. А родители порой об этом не знают...Они приходят в ужас, когда я предоставляю им подобную информацию. Посещение социальных сетей - это один из компонентов работы психолога, да и любого педагога. Пора перестать быть ханжами в этом вопросе...
"Посещение социальных сетей - это один из компонентов работы психолога, да и любого педагога." Понятно. Это мы делаем на уроках или вместо них? "Так, я, например, привожу родителям статусы их детей, высказывания, неадекватное окружение." А что Вы сделали для того, чтобы этого не было?
В нашей школе психолога нет. Учителя каким-то образом справляются с детьми сами, и дети к 11 классу как-то уже определенно знают куда будут поступать. Но вот после 9 класса ученики уверенно поступают в колледжи, но некоторые после 1 курса переводятся в другое, а то и в третье.
Уважаемый Максим, постараюсь ответить Вам на вопросы. И так, по плану работы школьного психолога, старшеклассник не приходит к нему с таким вопросом, так как профориентация является обязательным компонентом плана работы педагога-психолога. Пропедевтическую профориентацию я начинаю проводить с 5 класса. А потом ежегодно ее повторяю в 6, 7 классах. И просматриваю динамику. А с 7-го по 10 класс провожу уже специализированные тесты по профориентации. Вся профориентационная работа строится на изучении интересов, склонностей и способностей учащихся, которые я начинаю изучать плотно с 1-го класса. Необходимо внимательно изучить тип темперамента и акцентуации характера, которые играют определяющую роль в выборе профессии. Мы прекрасно с Вами знаем, что сангвиники наделены лидерскими качествами, а флегматики - хорошие исполнители. Конечно, у старшеклассника, который пришел к психологу, а до этого ни разу у него не был, придется диагностировать все: начиная с познавательной сферы, типа темперамента, типа акцентуации характера, интересов, общения и т.д. Отвечаю на вопрос зачем? Если психолог стоящий , то ни одно, ни 5 занятий Вам ничего не дадут. Старшекласснику придется только месяц ходить на диагностику: это при условии, если психолог-профессионал, который ставит диагноз ни по одному, а по 3-5-ти тестам, по каждому изучаемому показателю, чтобы нарисовать достоверную картину и, именно, помочь человеку. 6) Если ученику интересна некая профессия, но у него нет к этому предрасположенности/способностей, что вы будете делать в этом случае? Здесь два варианта ответа психолога. Первый: если есть желание, но нет предрасположенности, то нужно объяснить ребенку, что не Боги горшки обжигают и от него потребуется максимум усилий в овладении этой профессией. Показать какие качества ему необходимо формировать в данной области и как, именно, это можно делать.История знает немало примеров, когда у человека желание и возможности не совпадали, но из них выходили замечательные профессионалы (но повторять, что это потребует огромных временных, душевных и интеллектуально-физических затрат. Второй вариант ответа: показать молодому человеку его скрытый потенциал (природные склонности и способности) и попробовать развиваться в этом направлении: учиться никогда не поздно. Возможно у него появится желание после этого. И опять, здесь важна направляющая рука помощи психолога. 7) Считаете ли вы важным отношение родителей к выбору профессии учеником? А вот это, пожалуй, самое главное: у нормальных родителей старшеклассник не придет к психологу с вопросом о профориентации. Заботливые родители этот вопрос решают, начиная с 7 класса (из моего опыта) и следят постоянно за его динамикой. Только, к сожалению, большинство родителей этот вопрос пускают на самотек. А потом дети остаются "наедине с собой" при выборе профессии. 8) Что по вашему мнению является действительно важным в ситуации выбора профессии учеником? А это как в фильме "Кавказская пленница: чтобы желания и способности совпадали. А для того ребенка необходимо готовить: с детского сада выявлять способности, а в дальнейшем и разумные желания (больше адекватные). А это нужно воспитывать в детях всю жизнь. И желательно собственным примером. Надеюсь, я смогла ответить на Ваши вопросы. И не многие педагоги являются, как они здесь заверяют, хорошими психологами... Психологи-профессионалы точно так же, как математики, физики, химики заканчивают специализированные ВУЗы, а не курсы. Удачи!
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+) E-mail администратора admin@easyen.ru
ИП Соловьев Павел Евгеньевич, ИНН 432909221321.
Нашли ошибку?
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter(?)