Уровни восприятия реальности у всех очень и очень разные. Информация, идущая к нам из разнообразных источников оценивается нами, порой , как незначимая. СМИ сообщают об авариях, о политике, о необычных операциях и даже открытиях, как нечто само собой разумеющееся. И наверно, только компетентные люди понимающие цену таким сообщениям могут адекватно их оценить. Сегодня говорят, что мы живем в эпоху изменений, вызванных, прежде всего открытиями в области биологии.
Появляются новые возможности, как для человека, так и для общества в целом. Уже сегодня рождение ребенка «из пробирки» не что-то из области фантастики, а реальность. Уникальные операции, по трансплантации органов «выращенных» из клеток ДНК пациента, не вызывают отторжения организма: «В 2007 году объединение ученых университета Висконсис-Мэдисон и Киотского университета провели один эксперимент, благодаря которому клетки кожи взрослого человека стали вести себя как стволовые клетки эмбриона. Клетка смогла трансформироваться практически в любой вид. …таким образом, клетки из ДНК человека могут стать органом для пересадки. Выращенный таким способ орган, не будет отторгаться организмом пациента.»
Это лишь один из положительных примеров возможностей, появившихся у человечества. Борьба за продолжительность жизни, борьба со смертью, возможно станет еще одной ключевой задачей для человечества.
Но, увы, есть и другое. Есть, сторонники взглядов так называемого «Римского клуба» . Речь идет о том, что число жителей нашей планеты критично. И возможность для жизни – удел избранных и тех, кто их будет обслуживать. Есть и более прозаичные аспекты: для выживания необходимы ресурсы. Мы уже видим, как снова полыхают войны. Снова бряцание традиционным оружием, и разработка новых видов. Появляются новые виды войны, войны «предварительной». Своеобразная зловещая увертюра. Это и информационная, экономическая войны, создание новых технологий ведения войны, использование новых научных исследований.
Клонирование человека – это появление армий зомби, киборгов, словно реализованных из фантастических романов.
Глобализация, появление монополий на производство лекарств, биодобавок, даже пищи, все это проявление войны, направленной на регуляцию численности населения и его подчинения правилам некой элитной «цивилизации» и контроль над ресурсами планеты.
Когда-то, в советское время, нам, молодым учителям, говорили, что советский учитель это боец идеологического фронта. Сегодня, мы постепенно, но возвратились к этой парадигме. Мы бойцы информационной войны.
Конечно, воспитательная работа, направленная на противодействие негативной информации против нашей страны необходима. Но, на мой взгляд, не менее важна образовательная составляющая нашей работы.
Порой, мы увлечены «напичкиванием» информации по предмету, готовим эрудитов, а не человека думающего, ищущего, изобретающего, критически мыслящего.
Главное противодействие в информационной войне, в войне экономической, это грамотное население нашей страны. Грамотность в смысле компетенций, и главное в умении размышлять и творить.
Сегодня, предметная область, должна стать средством развития ученика, а не самоцелью. Поэтому, продумывая, как этого добиться, необходимо задуматься о мотивации учащегося. Я говорю о мотивации как о потребности в своей ученической деятельности. Сегодня, школьная оценка не может быть стимулом для успешной деятельности учащегося. Оценка должна быть отражением результата этой деятельности, но не наоборот.
Кто сегодня скажет, зачем учиться? Ну, банальные ответы типа для поступления, без диплома не устроишься на работу, не принимаются. Давайте думать, как карьера будущего специалиста будет зависеть от его школьных успехов. Не отвлеченно. Корреляция между успехами в школе и успехами в Вузе , а в дальнейшем в профессиональной деятельности существует. Я говорю лишь о корреляции, а не о детерминации.
Именно такая внешняя мотивация может способствовать проявлению внутренней мотивации. Именно потребность в деятельности позволит в большей степени само реализоваться личности наших учеников.
Ощущаем ли мы уникальность эпохи, в которую живем? Каждый ответит сам, если захочет. Но мы, учителя, должны просчитывать, хотя бы немного наших учеников. Они, скорее всего чувствуют, может неосознанно. Они впитывают в себя то, что присуще именно тому времени, в котором они сейчас в данную минуту пребывают. У них еще маленькое прошлое, нет практически опыта, а будущее видится, как нечто отдаленное, туманное. Поэтому они живут настоящим. Не то, что мы.
Так каждая эпоха была и есть уникальной, по-своему. И во все времена первостепенным было научить ребёнка адаптироваться в изменяющемся мире, потому как даже "эпохи" отцов и детей ой, как разнятся. И, как писал А.С. Кушнер
Цитата
Временаневыбирают, В них живут и умирают. Большей пошлости на свете Нет, чем клянчить и пенять...
Да, эпоха уникальная. Но и мы стараемся подготовить ребенка к жизни в этом сложном и интересном мире. Учим отличать добро от зла, умению анализировать информацию.
не соглашусь. чаще мы делаем акцент на ЗУНы. И развитие рассматривалось как сопутствующий элемент образования. А сегодня акцент делается на развитие мышления и навыков самостоятельной работы средствами предмета. Рабочую программу же наверно делали. Четко прописываем эти моменты. главное, чтобы не было формализма. И еще одного :D. мое идеальное представление о том, что выбранная мной методика окажет именно желаемое влияние на мышление.
По ФГОСам я работаю уже 4 год, но и до этого это для меня было не ново. Я всегда уделяла внимание развитию мышления и навыкам самостоятельной работы, без этого невозможно знать математику. И потом, все новое- это хорошо забытое старое.
Цитата Они впитывают в себя то, что присуще именно тому времени, в котором они сейчас в данную минуту пребывают. Поэтому они живут настоящим. Не то, что мы.
Но мы же стараемся идти в ногу со временем. Сами постоянно чему-то учимся, чтоб потом научить других. А как же иначе?
Изучаем такую тему по элективному курсу "Глобальная география". Затрагиваем теорию Мальтуса о перенаселении, о ценности жизни и здоровья. Это хорошо, что прогресс движется, а как иначе? Всегда будут "за" и "против"...